Не открою никакой Америки, но хочу утвердить тезис, который для нашей страны все еще звучит довольно экзотично: система высшего образования – тот же бизнес, но с большой долей государственного участия и повышенным административным контролем.
Читай также: Дорого, плохо, зато для всех: Высшее образование в Украине
Сегодня бюджет любого вуза складывается из двух больших частей: основного фонда (деньги, выделяемые бюджетом, не автоматически, а исходя из определенных показателей работы) и специального фонда (та часть, которую вуз зарабатывает самостоятельно на контрактниках, зарубежных студентах и т.д.). Как видим, в обоих случаях ключевым является слово “заработать“. Перед нами - бизнес, отличающийся от других лишь тем, что имеет гарантированную государством часть денежного обеспечения и тем, что вследствие этого не может в полной мере распоряжаться плодами свого труда. Никаких других особых отличий нет.
Так вот, если смотреть на отдельно взятый вуз с этой точки зрения, то все сразу раскладывается по полочкам и становится ясно, что здесь уместен весь инструментарий, свойственный любому нормальному бизнесу.
Читай также: Глава Минобразования сообщила, когда учителям повысят зарплату
Такой подход проверен моей практикой. Я примерял его, когда перешел с позиции СЕО в ИТ-компании (Telesens – Ред.) на должность директора Харьковского компьютерно-технологического колледжа. И окончательно утвердился в нем, проработав уже восемь месяцев исполняющим обязанности ректора Харьковского национального университета радиоэлектроники, который я принял в острой фазе кризиса после двухлетних межклановых войн за кресло ректора.
И мой ответ на вопрос о принципах реформ для наших вузов очень простой: применяйте те же принципы, что и в бизнесе. Постройте современную систему управления и внятную структуру с четким распределением функций и контролем. Сформируйте клиентоориентированность для четкого понимания того, что сегодня, а главное - завтра – будет необходимо рынку. В данной ситуации под словом “рынок“ я понимаю очень широкий спектр: от компаний и стран, нуждающихся в специалистах того или иного профиля, до мировых центров, занимающихся фундаментальными научными исследованиями. Заложите сильный финансовый менеджмент, обеспечивающий прозрачность всех денежных потоков.
Читай также: Дошкольное образование в Украине как бизнес
Добавьте профессиональное управление репутацией. Не забудьте о стимулах для сотрудников в виде зарплат и сервисов, о максимально комфортных и хорошо оборудованных местах для работы и учебы… Словом, возьмите на вооружение обкатанные бизнес-практикой инструменты, и все вопросы отпадут сами собой.
Именно поэтому моя избирательная программа на недавних ректорских выборах (признаны не выявившими победителя, сейчас назначены новые) представляла собой не стандартный набор обещаний, а абсолютно конкретный бизнес-план, рассчитанный на несколько лет, с цифрами, графиками и фактами, выполнение которого можно контролировать буквально по годам.
Такой подход к управлению вузом для Украины все еще остается новаторским (к сожалению), но надеюсь, что жизнь заставит, и скоро по нему пойдут не только передовые университеты, а буквально все, и этот тренд станет “общим местом“.
Читай также: Александр Ратнер: Дети и деньги
А теперь о том, чего с таким подходом можно добиться. На днях мы получили финансовый отчет по итогам первого полугодия, первый большой отчет, полностью охватывающий период моей работы в ХНУРЭ, те цифры, на которые можно опираться для доказательства своей позиции.
Итак, огромный плюс заключается в том, что мы завершили шесть месяцев с профицитом. Эксперты министерства, да и наши финансисты прогнозировали дефицит в 5 млн грн. Мы же вместо убытка получили положительный результат на уровне 5,1 млн грн, то есть он превзошел наши ожидания на 10 млн грн. Главная причина – перекрытие коррупционных схем закупок товаров и услуг для вуза. Инвестиции были небольшие – около 1 млн грн (оборудование и ремонты), но это были честные вложения.
Доходная часть спецфонда выросла почти на 7 млн грн, уменьшилась разница между размерами основного и специального фондов: по первому полугодию мы самостоятельно заработали 44,5 млн грн, получив от бюджета 65,9 млн грн, тогда как годом ранее соотношение было 37,6 млн грн против 60,3 млн грн.
Читай также: Как собирать капитал на детей
Фоном, сопровождавшим нашу работу, была настоящая информационная война, которую против нас развернули уволенные за организацию или причастность к коррупционным схемам три бывших проректора. Далее – судебная война с ними же, которая тянется до сих пор, отвлекая много сил и энергии от основных целей и задач. И наконец – двухмесячная избирательная кампания, где против моей команды все тот же триумвират “бывших“ сыграл чужими руками в игру “все свои против одного чужака“ и которая накалила и без того не слишком благополучную обстановку в коллективе.
То есть я хочу подчеркнуть, что и финансовый результат, и резкий рост позиций вуза во всех основных рейтингах за полугодие - это то, что мы получили, работая с постоянными “палками в колесах“. Здесь еще даже не проявился эффект реформ, поскольку системные реформы сейчас в стадии запуска, и их последствия будут ощутимы уже в наступающем учебном году. А все приведенные цифры – “всего лишь“ результат того, что мы начали наводить элементарный порядок и крепко наступили на хвост коррупционерам, закрыв основные непрозрачные схемы.
Читай также: В украинских вузах хотят сократить госзаказ
Очищение финансов – то, с чего начал бы любой грамотный управленец. И останавливаться на достигнутом мы не собираемся, считая, что победа над коррупцией - одна из наших ключевых задач, без решения которой мы не двинемся дальше. Поэтому с августа запускается по полной программе система Prozorro (закрываем возможности для коррупции на закупках), и поэтому мы начали в вузе широкую антикоррупционную кампанию среди студентов и преподавателей (закрываем проблему взяточничества на экзаменах, которая подрывает репутацию вуза).
Читай также: Пусть меня научат: как тратят бюджеты на развитие персонала
Пара слов о маркетинге. Чтобы иметь жизненно необходимый ресурс для развития, мы поставили задачей нарастить размер самостоятельно зарабатываемых средств. Здесь наш главный ресурс – иностранные студенты. В своей избирательной программе я ставил задачу в год наращивать поступления от иностранцев на 20-25 млн грн и таким образом за несколько лет сравнять размеры бюджетного и небюджетного фондов. Но мы имеем все шансы решить эту задачу прямо сейчас! Разорвав криминальные цепочки, которые плотно опутывали работу с иностранцами, мы резко усилили международное направление деятельности. Теперь наша география сотрудничества – 52 страны вместо 24 в прошлом году. Мы добавили в наш ассортимент несколько актуальных специализаций и получили лицензию на прием 1100 студентов и слушателей, вчетверо больше, чем в прошлом году. И если заполним все эти вакансии (что вполне реально, поскольку вступительная кампания для иностранцев только началась, а мы уже оформили около 500 приглашений на учебу), то получим дополнительный годовой ресурс в размере 40 млн грн, и войдем в число тех считанных вузов, которые зарабатывают не меньше, чем получают из бюджета, а значит, имеют ресурс для саморазвития.
Читай также: Думать о будущем: как профориентация школьников поможет экономике
Словом, все это говорит о том, что инструментарий реформ лежит на поверхности и доступен всем. Просто берите и пользуйтесь.
Эдуард Рубин, и.о. ректора Харьковского Национального университета радиоэлектроники (ХНУРЭ)
Текст является личной точкой зрения автора.