Александр Ратнер: Дети и деньги

Деньги – важная составляющая нашей жизни. Поэтому, думаю, родителям важно научить ребенка не только правильно обращаться с деньгами, но и правильно относиться к ним. Я интересуюсь этим вопросом уже больше 15 лет: у меня две дочери, в возрасте 23 и 16. И вот, что я теперь советую своим знакомым, осваивающим сложную роль родителя.
Александр Ратнер: Дети и деньги
depositphotos.com

С чего начинать?

Читай также: Условия обучения и стоимость языковых курсов для детей

Со счета. Наберите монет разного достоинства, вымойте их хорошенько и используйте для обучения ребенка счету. Операции с монетами отлично иллюстрируют все четыре арифметических действия: сложение, вычитание, умножение и деление. Не забудьте, упражняясь, объяснить ребенку понятие "сдача": это всего лишь остаток после вычитания цены товара из суммы платежа.

Когда у ребенка могут появиться свои деньги?

Тогда, когда он сможет делать хотя бы какие-то покупки. Если вы посылаете ребенка в магазин за хлебом, значит он уже в праве распоряжаться и своими деньгами.

Читай также: Пластик – детям! Оформляем ребенку платежную карту

Сколько должно быть у ребенка собственных денег?

Во-первых, нам, родителям, нужно твердо определиться с тем, что собственные деньги ребенка – это просто часть денег, которые мы в любом случае бы на него потратили. Просто мы передаем часть семейного бюджета в распоряжение своего ребенка. Поэтому нам важно, как он их тратит. С другой стороны – это точно его собственные деньги, и это означает, что он может их потратить так, как решит сам, даже если нам это решение не по вкусу.

Сумма собственных денег ребенка определяется тем, какие покупки вы готовы доверить ему/ей сделать самостоятельно

Такие “вводные“ помогут вам относиться к деньгам ребенка внимательно, но не позволят поддаться искушению включить в трудных ситуациях “командно-административные рычаги“. После того, как деньги переданы ребенку, ваша роль – это роль финансового советника, а не владельца денег.

Читай также: Как научить ребенка правильно считать, накапливать и тратить деньги

Во-вторых, помните, что правильно распорядиться десятью гривнями 7-летнему человеку так же сложно, как вам десятью тысячами. Важно объяснить ребенку, что дело не в том, чтобы потратить или сохранить деньги, а в том, что на них купить. Порекомендуйте простое правило: “если не знаешь, что тебе нужно, ничего не покупай“.

Таким образом, сумма собственных денег ребенка определяется тем, какие покупки вы готовы доверить ему/ей сделать самостоятельно. И это главная трудность: вам придется начать планировать и составлять бюджет: сначала маленький, потом побольше. Потом передать задачу составления бюджета самому ребенку (когда ему будет лет 12-13).

Увеличивайте постепенно номенклатуру приобретений, которую вы отдаете в распоряжение ребенка. Делайте это так, чтобы к 14-15 годам ваши сын или дочь покупали для себя все, кроме тех вещей, по которым им не нужно принимать решений – оплаты образования или здравоохранения, например.

Читай также: Как инвестировать в детей

С какой периодичностью давать деньги?

Я бы рекомендовал поначалу давать деньги раз в неделю, и еженедельно подводить итоги, чтобы ребенок видел и понимал, на что он потратил деньги, на чем и сколько сэкономил. А когда в бюджете ребенка появятся крупные расходы, переходите на ежемесячные транши. Или привяжитесь к периодичности получения вами зарплаты.

Как управлять эти процессом?

Обсуждайте с ребенком не суммы, а покупки, которые ему предстоят. Предложите свою помощь в выборе – если она ему будет нужна. Договоритесь о том, что он/она будет делать покупки так, как решит, но потом покажет, как именно были потрачены деньги. Ни в коем случае не ругайте, если увидите ошибку в распоряжении деньгами. Ошибка означает, что вы что-то не смогли правильно объяснить. И, конечно, без ошибок не бывает обучения.

Читай также: Как собирать капитал на детей

Необходимость отчитываться вам о расходах быстро приведет ребенка к идее записывать их. Если не приведет – подскажите. Так у ребенка сформируется очень полезный в будущем навык: фиксировать и анализировать свои расходы.

Когда в плане покупок появятся не только повседневные расходы (скорее всего, речь будет идти об одежде), введите элементарный письменный бюджет: список с ценами. Объясните, сколько в регулярных поступлениях денег на повседневные траты, а сколько – на крупные покупки. Организуйте место, куда ребенок будет откладывать, и откуда брать деньги на эти покупки. Это может быть какая-то коробка, шкатулка. Регулярно вместе сверяйтесь: сколько денег отложено, сколько и на что потрачено, сколько осталось в запасе и сколько еще нужно будет отложить. Постепенно, год за годом, ослабляйте контроль. В идеале, когда ребенку будет 14-15, вам останется раз в год согласовать бюджет (список его покупок) и из каждой зарплаты отдавать фиксированную сумму.

Как относиться к экономии?

Читай также: Трудовое лето для ребенка – каковы правила?

Если ребенок смог сэкономить, похвалите его и подчеркните, что на сэкономленные эти деньги он сможет купить что-то, не предусмотренное бюджетом. Обсудите, что бы он хотел купить, на что отложить. Важно, чтобы накопительство не стало самоцелью. И, конечно, не сокращайте обещанное финансирование потому, что ребенок может тратить меньше.

Что делать, если ребенок растранжирил деньги?

Если вы только в начале пути, то суммы в ходу будут маленькие, а ваш контроль частый и подробный. Значит, большой растраты не случится. Обсудите с ребенком ситуацию, объясните ошибку и компенсируйте потери: он еще учится. Если ситуация повторится, объясните, что не будете в дальнейшем покрывать ошибки, и “растрату“ ему/ей придется компенсировать, отказавшись от каких-то других покупок. Правило простое: если перерасход случился из-за того, что вы что-то не объяснили, платите вы. Если решение потратить лишнее принял ребенок – ему и разбираться с последствиями.

Чему ребенок может так научиться?

Пример родителей – главный учитель для ребенка

  • экономить, находя и выбирая вещи дешевле запланированной цены, отказываясь от чего-то и бережливо относясь к тому, что имеет;
  • планировать покупки, накапливать, хранить и учитывать накопленное;
  • тратить с умом и с удовольствием.

Операции с деньгами не научат любви или дружбе. Но если ребенок умеет любить и дружить, он будет экономить, чтобы купить что-то приятное своим близким. И вы это увидите.

Читай также: Отдыхать или учиться: обзор летних детских лагерей

Самое главное

Никогда (от слова “вообще“) не отказывайтесь от данного ребенку слова. Чего бы это вам ни стоило. Все нюансы предусмотреть сложно, поэтому устанавливайте правила не навсегда, а на определенный срок: полгода, год. И если вы все будете делать правильно, каждое следующее ваше “финансовое законодательство“ должно становиться либеральнее и либеральнее.

И самое-самое главное

Если в вашей семье к деньгам относятся халатно или, наоборот, трясутся над каждой копейкой, никакие “упражнения“ не помогут. Пример родителей – главный учитель для ребенка.

Александр Ратнер, бизнес-консультант



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK