Последние полтора года Украина живет в ожидании появления абсолютно нового органа, который придет на смену налоговой милиции и должен обеспечивать финансовую и экономическую безопасность государства.
Читай также: Александр Шемяткин: МВФ точно против?
В марте 2017 года была предпринята первая попытка “ребрендинга“ налоговой милиции, которая воплотилась в правительственном законопроекте о Службе финансовых расследований. Но, тот законопроект не нашел поддержки ни у бизнеса, ни у правоохранительных органов, ни у парламента и президента.
В начале марта 2018 года прошла новая волна законодательных инициатив – зарегистрированы сразу три законопроекта: №8157 авторства главы парламентского комитета по налоговой и таможенной политике Нины Южаниной “О Национальном бюро финансовой безопасности Украины“ (НБФБ); №8157-1 авторства народного депутата Украины Андрея Журжия с аналогичным названием; №8157-2 авторства нардепа Татьяны Остриковой “О правовых основах организации и деятельности финансовой полиции“.
Но поскольку именно законопроект Южаниной был определен президентом Петром Порошенко как приоритетный, у него, по сравнению с аналогами, явно больше шансов стать полноценным законом.
Законопроект №8157 помимо оперативно-следственной предусматривает предоставление НБФБ еще и аналитической функции. То есть право осуществлять досудебное расследование на основании так называемой ILP-модели (Intelligence Led Policing). Причем именно на эту функцию будет сделан основной упор, поскольку она позволит осуществлять информационно-поисковую и аналитико-информационную работу по выявлению и устранению причин и условий экономической преступности.
Читай также: Александр Портяной: Делаем с умом
Помимо этого, сотрудники НБФБ получат широкие полномочия по доступу к всевозможным реестрам и базам данных. Безусловно, это будет способствовать оперативному анализу информации и принятию решений. Но очень важно, чтобы соответствующий механизм был отрегулирован с учетом положений действующего законодательства.
Законопроект также предлагает ввести институт доследственной проверки фактов, указанных в заявлении о совершении преступления (по тем преступлениям, которые вправе расследовать НБФБ). При этом следователь или прокурор, как и раньше, обязаны зарегистрировать заявление о свершенном преступлении, но только после получения аналитического вывода соответствующего органа НБФБ. На мой взгляд, данное предложение является очень спорным и вряд ли будет реализовано в предложенном виде. Но попытка переместить акцент с проведения следственных действий на осуществление анализа предшествующей им ситуации удалась. И внедрение подобного механизма позволит существенно уменьшить давление на бизнес.
Несмотря на то что отбор кандидатов на должности в НБФБ будет проходить на конкурсной основе, остается нерешенным вопрос со старыми кадрами. Очевидно, что формирование нового правоохранительного органа должно проходить в основном за счет новых специалистов, которые к старой системе налоговой милиции отношения не имеют. И отбор кадров должен быть максимально открытым.
Положительной стороной является предоставление НБФБ исключительных полномочий по расследованию экономических преступлений (преступлений, которые причиняют вред публичным финансам). Европейский опыт функционирования подобных институтов показывает, что наиболее удачным является путь создания одной прозрачной следственной структуры с четко определенными следственными полномочиями. Функционирование же двух и более структур, с дублирующимися функциями, может существенно осложнить борьбу с экономической преступностью.
А вот что касается подотчетности нового органа, то в этом смысле законопроект необходимо существенно доработать. Отсутствие должного участия общественности в контроле деятельности НБФБ наверняка будет способствовать “ручному режиму управления“ этой структурой.
Читай также: Александр Соколовский: Не красть!
Вообще, спрогнозировать сейчас, как именно будет выглядеть новый правоохранительный орган под названием “Национальное бюро финансовой безопасности Украины“, довольно трудно. Не исключено, что на финальное голосование будет вынесен существенно доработанный и видоизмененный законопроект.
При этом наибольший риск при формировании нового следственного органа заключается в том, что будет создана неэффективная служба, которая не сможет решить в полной мере вопросы, отнесенные к ее компетенции. А также в том, что ее сотрудники получат чрезмерные полномочия, которые развяжут им руки для злоупотреблений и неправомерного давления на бизнес.
Новости от Деньги.иа в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua