В 2021 году произойдет уже третий ребрендинг налоговой милиции за всю историю независимой Украины. И в этот раз будет не просто смена названия, а создание абсолютно нового органа – Бюро экономической безопасности (БЭБ).
Согласно закону, принятому 28 января 2021 года, БЭБ должно с 1 июля 2021 года начать выполнять как стандартные правоохранительные функции – оперативно-розыскная деятельность и досудебное расследование, так и ряд специфических. Среди них:
Читай также: В Украине вступил в силу закон о Бюро экономической безопасности: Когда заработает
- информационно-поисковая и аналитическая работа по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, отнесенных к подследственности бюро;
- инициирование рассмотрения в заграничных юрисдикционных органах дел о защите прав и интересов государства по вопросам, входящим в обязанности БЭБ;
- заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями с целью хранения вещественных доказательств, изъятых в ходе досудебного расследования.
Бюро экономической безопасности сможет более активно сотрудничать с иностранными правоохранителями для розыска активов за границей.
Читай также: Зеленский подписал закон о создании Бюро экономической безопасности
Для обеспечения аналитической работы бюро получит доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и базам данных, держателем которых являются государственные органы и органы местного самоуправления. Делиться информацией с БЭБ должны: Государственная служба финансового мониторинга Украины, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку, Антимонопольный комитет Украины, Фонд государственного имущества Украины, органы государственного финансового контроля, налоговые и таможенные органы.
Но необходимо обратить внимание, что в законе о создании БЭБ не указаны условия получения и использования информации в отношении третьих лиц. Это создает риск бесконтрольного доступа бюро к данным любого субъекта хозяйственной деятельности.
Читай также: ГФС направит в Бюро экономической безопасности более 2 тыс уголовных производств
Закон о создании бюро экономической безопасности предусматривает ликвидацию подразделений СБУ, которые занимались экономическими преступлениями, в том числе управления «К», и запомнились многочисленными «масками-шоу». Тем не менее по непонятным причинам, законодательные инициативы разрешают бюро привлекать оперативных сотрудников СБУ и других органов к проведению обысков, выемок, допросов и других следственных действий, что противоречит намерению исключить силовое давление на налогоплательщиков.
Серьезное влияние на бизнес могут оказать нововведения, принятые парламентом в первом чтении 3 февраля, они прописаны в законопроекте № 3959-1 о внедрении деятельности бюро. Этот законопроект расширяет количество налоговых преступлений, вводит тюремные сроки за их совершение, тем самым позволяя судам применять к должностным лицам компаний или их собственникам меру в виде содержания под стражей в СИЗО.
Читай также: Бюро экономической безопасности в Украине: Что важно знать
Законопроект № 3959-1 дополняет Уголовный кодекс статьей 222-2 «Мошенничество с НДС», согласно которой хищение или незаконное завладение бюджетными средствами путем получения возмещения по НДС на сумму не менее 5,7 млн. грн., а также сама подача заявления на бюджетное возмещение караются лишением свободы на срок от 5 до 12 лет. При этом минимальный порог уголовной ответственности за мошенничество с НДС в три раза ниже по сравнению с уклонением от уплаты налогов – 1,1 млн. грн.
Это означает, что практически любое поданное заявление о возврате НДС из госбюджета на соответствующую сумму будет иметь потенциальные риски уголовно-правового преследования для должностных лиц компании или ее собственника.
Читай также: ЕБА: Бизнес просит отозвать законопроект о Бюро экономической безопасности
Предложенные изменения законодательства напоминают практику США, где за финансовые преступления можно получить гораздо больший срок, чем за убийство. Но готова ли Украина к таким изменениям, есть ли у нас квалифицированные кадры и необходимый опыт для качественного расследования подобного рода преступлений – это, скорее, риторические вопросы. По нашему мнению, подобные нововведения свидетельствуют не о снижении давления со стороны силовых ведомств, а, скорее, наоборот, о намерении увеличить налоговую нагрузку.