Данный Закон является очередным шагом законодателя по урегулированию интернет-коммерции, в частности торговли через интернет. Насколько нововведения смогут справиться с динамично развивающимся рынком электронных товаров и услуг – в аналитике юристов ЮК Prove Group.
Главным является нововведение, которое устанавливает, что права покупателей в интернете уравнялись с правами тех, кто привык осуществлять покупки традиционным способом (хотя и с некоторыми особенностями). В качестве доказательства будут приниматься только те электронные документы, оформленные в интернете, которые содержат все необходимые реквизиты, указанные в Законе.
«Важно также то, что в силу положений Закона - электронные документы являются надлежащим условием подтверждения заключения сделки, что позволит их использовать как первичную документацию и упростит ведение бухгалтерской отчетности для предпринимателей, ведущих деятельность в интернете», - комментирует старший юрист ЮК Prove Group Антон Каганец.
В Украине теперь оформить сделку можно будет при помощи отправки письма с уведомлением о принятии предложений продавца, если в предложении к заключению сделки указаны все ее существенные условия. При этом договор можно подписать как с помощью электронно-цифровой подписи, так и используя одноразовый идентификатор - буквенно-цифровой код, который отправляется покупателю на мобильный телефон или на электронную почту, то есть получать специально электронно-цифровую подпись не нужно.
Несмотря на то, что Закон предусматривает возможность отправки предложений к заключению сделки потенциальным покупателям, он также содержит механизм для предупреждения неконтролируемой рассылки спама. Так, при получении электронного коммерческого предложения лицо должно иметь возможность отказаться от получения сообщений от продавца в дальнейшем. Хотя объективно, вряд ли это спасет от спама.
Позитивным моментом является четкая регламентация перечня информации о продавце, которая должна быть доступна в сети интернет. Такие данные необходимо размещать в открытом доступе для идентификации ответственного лица в случае возникновения спорных ситуаций.
Следует отметить, что положения нового закона не распространяются на продавцов, которые осуществляют торговлю без регистрации юридического лица или статуса физического лица-предпринимателя (например, продажа через социальную сеть «Инстаграм» или доски объявлений).
«При всех преимуществах нового Закона, он вызывает опасения как среди продавцов, так и покупателей. Довольно подробная регламентация правил ведения интернет - торговли возлагает на предпринимателей дополнительные требования. При этом, консервативные покупатели, которые отказываются следовать веяниям технологий и не признают интернет-коммерции, опасаются невозможности отстоять свои права в судебном порядке. Кроме того, важно по какому пути пойдет судебная практика при рассмотрении споров, связанных с данным видом торговли», - резюмировал А. Каганец.