Российские чиновники откликнулись на череду авиакатастроф идеей изгнать с рынка мелких перевозчиков, что критики расценили как попытку создать преференции четверке сильнейших, чреватую ограничением конкуренции и ростом цен.
Оппоненты властей видят связь между крушениями доставшихся в наследство от СССР самолетов и кораблей и разъевшей госаппарат коррупции, указывая на неэффективность надзорных органов.
С начала лета в российской авиации произошло уже шесть инцидентов, три из которых привели к жертвам. Во вторник с радаров в Магаданской области пропал грузовой самолет Ан-12 с 11 членами экипажа на борту.
Проблем в отрасли прибавилось после того, как на днях сотни пассажиров застряли в аэропортах, купив билеты на рейсы авиакомпании Континент, не сумевшей расплатиться за топливо.
Вице-премьер РФ Сергей Иванов во вторник поддержал инициативу Росавиации ввести ограничения на рынке авиаперевозок: выдавать разрешения на полеты только авиакомпаниям, имеющим в своем парке не меньше однотипных 20 самолетов.
"На мой взгляд, компании-живопырки не должны существовать в принципе", - сказал он журналистам в Сочи, где во вторник также находятся российский премьер-министр Владимир Путин и президент РФ Дмитрий Медведев.
Иванов раскрыл значение своего термина: "Компании, которые владеют двумя-четырьмя-шестью самолетами не должны работать, по крайней мере, на рынке пассажирских перевозок".
Росавиация считает, что это мера не приведет к ограничению конкуренции.
"Именно таким средним количеством воздушных судов оперируют эксплуатанты, входящие в топ-15 российских авиакомпаний, выполняющих 90 процентов всех авиаперевозок. Все остальные авиакомпании должны быть переведены в разряд чартерных перевозчиков, или не выполнять магистральные регулярные рейсы", - говорится в заявлении ведомства.
Газета "Коммерсантъ" сообщала, что в июле глава крупнейшего авиаперевозчика страны, подконтрольного правительству Аэрофлота Виталий Савельев написал Путину письмо с просьбой ввиду серии авиакатастроф изменить принципы допуска авиакомпаний к регулярным авиаперевозкам на внутренних рейсах.
Представитель Аэрофлота сообщил, что авиакомпания поддерживает предложение Иванова, но не дал деталей.
Источник, близкий к Аэрофлоту, сказал Рейтер, что Савельев предложил правительству поставить допуск к рейсам в зависимость от финансового состояния авиакомпаний, развитости их маршрутной сети, объема перевозок, налоговых поступлений. Это поставило бы в выгодное положение крупных перевозчиков.
"ОЧЕНЬ СТРАННАЯ ИДЕЯ"
Однако источник считает недостаточным критерий ограничения выдачи допусков величиной авиапарка:
"Кто-то может купить 20 самолетов, но при этом не обеспечить должную безопасность полетов".
Его мнение разделяют некоторые отраслевые эксперты.
"Авиакомпаний, содержащих не меньше 20 однотипных судов, в РФ четыре - это лидеры рынка Аэрофлот, Трансаэро, Сибирь (бренд S7) и Ютэйр", - сказал глава агентства Infomost Борис Рыбак.
Он назвал "очень странной" лелеемую идею чиновников выдавить с рынка мелкие авиакомпании.
Сокращение числа авиакомпаний не ведет ни к повышению безопасности полетов, ни к повышению качества услуг, полагает Рыбак и приводит в пример опыт США, где к полетам допущены тысячи авиакомпаний, тогда как в России их лишь сотни.
Главный редактор портала Aviaport.ru Олег Пантелеев так же считает, что ограничение в 20 самолетов - цифра, которая "не имеет под собой никаких расчетных оснований".
"Безопасность связана с исполнительностью эксплуатантов и с корректностью, с которой надзорные органы над ней надзирают", - сказал он Рейтер.
"(Чтобы обеспечить безопасность полетов) нужно более строго следить за выполнением международных и федеральных авиационных правил безопасности".
Уменьшение числа авиакомпаний приводит к снижению конкуренции и качества услуг, считает Рыбак, а монополизация "ведет дело к одному - повышению стоимости и снижению качества".
"Весь мир движется в сторону либерализации авиатранспорта, а мы, получается, движемся в обратном направлении", - сказал эксперт.
Напомним, в июне текущего года Дмитрий Медведев поручил Минтрансу рассмотреть вопрос вывода из эксплуатации самолетов ТУ-134 со следующего года. Позже российский президент также предложил отказаться от эксплуатации устаревших самолетов Ан-24.
По материалам