В воздухе отчетливо пахнет крутыми переменами. Кто-то может это списать на весенние настроения. А я ссылаюсь на то, что мир постепенно вплывает в новую реальность. Мы ее попробовали очертить. Она будет совсем другая -- непохожая на то, к чему мы все привыкли. Аналитики называют такое "черным лебедем".
Примет у этой "птицы" несколько. Вдруг какое-то явление, которому мы не слишком придавали значения, начинает играть все более и более важную роль прямо в нашей жизни. Хотите пример? Пожалуйста -- толпы арабской молодежи где-то в Северной Африке вполне конкретно влияют на ценники украинских АЗС.
Когда бензин уверенно идет к 1 евро за литр в стране, где получать 1 евро за час работы есть счастье для очень и очень многих -- это тоже "черный лебедь". Например, потому, что при определенной цене на бензин таким людям просто не имеет смысла ехать на эту самую работу -- билет на автобус или маршрутку съест треть зарплаты.
И тогда эти люди приходят за пособием по безработице или на площадь, чтобы требовать чего-то другого. Как та арабская молодежь в Северной Африке.
Среди читателей "Денег" таких людей нет. Но я все равно пишу о подобной перспективе, потому что сложно рассчитывать на безопасную и благополучную жизнь рядом с обозленными и нищими соседями. Даже если эти соседи живут совсем в другом районе или даже городе.
Чтобы сосуществовать с такими нехорошими соседями в одной стране, нужно тратить огромные деньги на содержание толпы полицейских и чиновников. Это -- плохая инвестиция. Она не дает дохода.
Так ли уж неизбежен "черный лебедь" для Украины? Да нет, пожалуй. Чтобы он не приплыл к нам, достаточно, чтобы власть смирилась с перспективой появления в стране большого количества небедных и независимых людей. Всего лишь. Для этого достаточно снижать налоги и коррупцию. Всего-то. Времени на выбор между цветами лебедей осталось совсем немного.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред "Денег"