3 февраля ВР приняла закон, который запрещает третейским судам рассматривать дела по защите прав потребителей. Это означает, что теперь за защитой своих прав клиенты финансовых учреждений смогут обращаться в суды общей юрисдикции.
Раньше наличие третейской оговорки в договоре (положения о том, что все споры рассматриваются в конкретном третейском суде) означало для пользователя финансовых услуг фактически отсутствие возможности отстоять свои права. Так как, большинство третейских судов созданы при банках или банковских ассоциациях. Естественно, это никак не могло гарантировать объективное рассмотрение дела.
Ассоциации банков, в частности АУБ и УКБС, уже выступили против данного решения. По мнению президента АУБ Александра Сугоняко, оно лишает пользователей финансовых услуг выбора, где защищать свои права – в суде общей юрисдикции или в третейском суде. Кроме того, г-н Сугоняко отмечает, что в связи с принятием нового закона значительно увеличится нагрузка на районные суды.
Тем не менее, с точки зрения потребителя, новый закон, скорее «благо», чем «зло». Так как, в случае наличия в договоре третейской оговорки у потребителя и так не было выбора. Дело в любом случае рассматривалось только в третейском суде.
Однако, надо учесть, что новый закон касается только дел по защите прав потребителей (иски об опротестовании повышения кредитной ставки, понижения депозитной ставки, опротестование валютного кредита и т.д.). А в третейских судах, как правило, рассматриваются дела по взысканию сумм задолженности, которые инициирует банк. «Поэтому в данном случае сильно ситуация не поменяется, у банков и кредитных союзов остается возможность предъявлять иски в третейские суды указанные в их договорах», - говорит управляющий партнер, адвокат ЮФ «Ольга Демченко и партнеры» Ростислав Кравец.