Вступивший в силу с 1 января 2011 года Налоговый кодекс (НК) прописывает основания для наложения налоговой службой ареста на счета плательщиков, однако в нем отсутствуют положения, которые давали бы право налоговой такой арест снять.
Об очередном ляпе «налоговой библии» в своей статье для „ЗН. Украина“ пишет кандидат юридических наук, доцент кандидат юридических наук, доцент Даниил Гетманцев.
„Даже при последующем выполнении плательщиком требований налоговой службы его счета будут находиться под арестом, ведь у налоговой отсутствуют полномочия как на снятие ареста, так и на обращение в суд с заявлением о таком снятии. П. 91.4 ст. 91, регулирующий порядок снятия арестов и устанавливающий ограничение времени ареста счетов, распространяется исключительно на случаи, когда плательщик имеет налоговый долг и ему назначен налоговый управляющий. Очевидная недоработка НК будет иметь крайне серьезные последствия для плательщиков, подвергнутых таким наказаниям“, — отмечает автор.
По новому НК плательщик не ограничивается в праве открывать новые счета, однако все счета плательщика становятся на учет в органах налоговой службы (ст.69 НК). До их постановки на учет те же расходные операции со счетов не осуществляются. При этом налоговая может отказать плательщику во взятии на учет счета по основаниям, пока не известным (устанавливаются налоговой) — п. 69.5 ст. 69 НК.
„Отметим также, что плательщика не должно расслаблять то обстоятельство, что арест счетов осуществляется на основании решения суда. Ведь, Кодексом административного судопроизводства Украины (ст. 183-3) предусмотрена специальная упрощенная процедура рассмотрения обращений налоговой службы, которая может происходить без плательщика (хотя и с обязательным его уведомлением). Срок на рассмотрение обращения налоговой службы — три дня. Определение суда может быть обжаловано, что, однако, не останавливает его исполнения“, — подчеркивает автор.
Пункт 20.1.15 НК предусматривает право налоговой службы обращаться в суд для остановки расходных операций на счетах плательщика в случае, если плательщик налогов не допускает должностные лица органов государственной налоговой службы к осмотру территорий и помещений, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения, и/или могут быть источником погашения налогового долга.
В данном случае речь идет не о недопуске к проверке, а именно о недопуске к осмотру помещений, который проводится только в рамках налоговой проверки (документальной выездной либо фактической). Таким образом, должностные органы налоговой службы не имеют права требовать допуска в помещения и на территории плательщика без надлежаще оформленной документации на проверку (ст. 81 НК). Налоговые органы не имеют также права доступа в жилые помещения (жилье) согласно п. 20.1.11 и п. 16.1.13 НК Украины. Напомним, что, согласно ст. 379 Гражданского кодекса, жильем является жилой дом, квартира, другое помещение, назначенные и пригодные для проживания в них. Понятия жилого дома, квартиры определены в статьях. 380, 382 ГК Украины. Очевиден вывод о том, что если жилье используется для хозяйственной либо предпринимательской деятельности, то в этом случае налоговые органы могут быть в него не допущены обоснованно, считает автор статьи.
По материалам