Татьяна Ефименко: "мы ориентируемся на европейский опыт налогообложения"

Татьяна Ефименко: "мы ориентируемся на европейский опыт налогообложения"

Татьяна Ивановна Ефименко, заместитель министра финансов Украины побывала на онлайн-конференции сайтов dengi.ua и kp.ua 22 октября 2010 года.

- Я прошу прощения, просто еще раз хочу уточнить: а обязательно ли утруждать себя подбором сочетаний таких правил? Возможно, легче было бы взять Налоговые кодексы тех стран, которые находятся в тройке лидеров по легкости ведения бизнеса: Гонконг, Новая Зеландия, Нидерланды, - и перенести их сюда.

- Знаете, мы в своих попытках изменить налоговое законодательство находимся в русле тех обязательств, которые Украина имеет в части евроинтеграции. Поэтому мы ориентируемся на европейский опыт налогообложения. Прежде всего, в вопросах акцизного налога, налога на добавленную стоимость, - то есть, косвенные налоги. По ним существуют наднациональные правила в Европе – так называемые директивы европейского сообщества. Поэтому по этим видам налога мы, безусловно, ориентируемся четко на директивы европейского сообщества.

Безусловно, директивы нельзя просто переписать и завтра как бы их соблюдать. Но шаг за шагом, - еще раз повторяю, в этом и есть суть многолетнего реформирования в программе президента, - шаг за шагом мы к ним приблизимся и мы сможем их реализовать. В том числе – включая все взаимоотношения по косвенным налогам в связи со вступлением Украины во всемирную торговую организацию.

А кроме того, по другим налогам, скажем, по прямым налогам, я сейчас могу привести несколько примеров. Например, по прибыли. По прибыли самые распространенные модели в Европе, лидирующие, признанные модели в Европе – это французская и германская. Поэтому мы сейчас работаем с немецкой консультативной группой, скажем, по налогу на прибыль.

Ну и вот я вам просто приведу такой пример. В нашем существующем налоговом законодательстве по основным фондам существует четыре группы основных фондов, которые включают в себя, в которых концентрируются все основные фонды и идет начисление амортизации не по каждой единице, а по группе основных фондов. Те дебаты, которые у нас сейчас идут со средним бизнесом, мы предложили шестнадцать групп, которые связаны с логикой длительности жизненного цикла этих основных фондов. Вы знаете о том, что каждая единица основных фондов, исходя из экономических критериев, прежде всего характеризуются жизненным циклом и необходимостью обновления этого вида основного фонда. Так вот, в Германии нам показали эти подходы, которые существуют в их законодательстве. У них сегодня каждый – каждый! - плательщик налога на прибыль ведет пятьсот групп основных фондов. Пятьсот. Мы понимаем, что пятьсот – это слишком много и считаем, что в Германии именно эта система забюрократизирована, но в то же время понимаем, что после четырех шестнадцать – это тоже то, что сегодня не воспринимается. Поэтому мы работаем над тем, чтобы, конечно, все, что связано с ведением учета основных фондов и амортизации, ремонта, конечно, мы попытаемся максимально упростить, но, тем не менее, уйти от, я бы так сказала, дикости, которая у нас существует в учете и в обновлении основных фондов.

Я вам приведу очень простой пример, он будет понятен абсолютно всем. Вот, скажите пожалуйста, у нас у каждого есть пара обуви. Вот как бы мы не жили. Я имею в виду – с какой степенью возможностей материальных. Скажите пожалуйста, кто вас назовет умным человеком, если мы будем десять раз ремонтировать пару обуви, и каждый из этих десяти будет равняться стоимости пары обуви. Вам скажут «Ребята, купите новую обувь!». Вот у нас сегодня происходит такая ситуация в сфере основных фондов. В сфере основных фондов у нас основные фонды амортизируются несколько раз, ремонтируются несколько раз. Безусловно, это следствие кризиса, следствие отсутствия ресурсов вообще по инвестиционным возможностям экономики, это то, что нам надо преодолеть. Если мы это не преодолеем, никакой Налоговый кодекс нам не поможет.

Мы можем освободить все ремонты наперед, на десять лет от всех ремонтов. Но если мы это сделаем – освободим от налогообложения все ремонты, то мы с вами будем ходить в старых лаптях, условно говоря. Вот для того, что бы не уйти от старых лаптей, нужно создать такие мотивационные условия, в том числе – и налоговыми правилами, чтобы было более выгодно занять, но купить новые, чем ремонтировать старые. Потому что старые – это энергосбережения, старые – это высокие материальные затраты на производство той же конечной продукции. Вот господин Алексей, который обратился, ему нужно постоянно обновлять его оборудование, иначе он не угонится никогда ни за чем.

Поэтому в этом плане мы пытаемся сделать шаг такой, который приемлем, скажем так. И, например, с топливно-энергетическим комплексом мы с большим трудом, но находим общий язык в этом плане. Потому что самая капиталоемкая отрасль у нас – это отрасль электроэнергетики, это угольная отрасль, это промышленная, машиностроительная отрасли. Конечно, рассматривая амортизационную политику, политику ремонтов в части налогообложения, безусловно, мы ориентируемся на инновационные и инвестиционные процессы. Скажем, процессы в тех отраслях, которые связаны с легкой промышленностью – там трудоемкое производство, там менее капиталоемкое, но более трудоемкое производство. Там другая мотивационная часть должна стимулироваться Налоговым кодексом. И здесь мы твердо убеждены в том, что мы даем возможность освобождения от уплаты налога на прибыль, при том, что прибыль будет использоваться на собственное развитие. Это действительно будет серьезным стимулом того, чтобы, например, господин Алексей раз в два года, например, менял бы швейные машинки или покупал бы оборудование для производства современной фурнитуры, а не закупал бы ее откуда-то. Мы ориентируемся на такие маяки.

Полный текст онлайн-конференции "Новый налоговый кодекс Украины"



x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK