Каждый из украинцев щедро заплатил за спасение украинской банковской системы -- минимум по две тысячи гривен. Включая младенцев, стариков и подростков. Национальный банк напечатал эти деньги и роздал банкам, чтобы те роздали их разъяренным вкладчикам и клиентам. Конечно, многое из забранного вкладчиками было принесено в банки заемщиками, но этот факт никак не отменяет цифру "две тысячи с носа".
Что сейчас происходит с банками? Они готовятся к новой волне проблем, но чувствуют себя куда увереннее, чем раньше. Они списали в убытки самые плохие кредиты. Они не стали выбрасывать на рынок недвижимости самые интересные залоги, изъятые у неплатежеспособных заемщиков. И тем самым сохранили ценность залогов, полученных от тех заемщиков, которые еще платят по кредитам.
Кстати, по указанной причине украинский рынок недвижимости упал, но не рухнул. Рост цен на недвижимость в 7--8 раз при росте доходов у покупателей менее чем вдвое за последние 10 лет -- это хороший ответ на вопрос о том, сколько на самом деле могут стоить украинские квадратные метры.
В нынешнем году украинским банкам предстоят шторма, но уже не ураганы. С определенной мерой преувеличения и большой долей цинизма можно заявить, что украинские банкиры отделались испугом, но не шоком. Судьба вкладчиков банка "Надра" есть, скорее, следствие политических разборок, а не экономических причин. Вкладчики других лопнувших банков свои деньги или получили, или вот-вот получат. Кстати, именно клиенты и реальные хозяева упавших банков выиграли от произошедшего больше всех -- уж они-то в конце концов получили больше, чем упомянутые в начале моей колонки две тысячи гривен.
А дальше, вне зависимости от пола и цвета волос украинского Президента, стране предстоит снова брать деньги взаймы. Иностранные финансисты готовы эти деньги дать -- уже к концу весны. И вот тогда начнется медленное, осторожное раскручивание новой кредитной спирали. Причем наряду со ставками по кредитам начнут проседать и ставки по депозитам. Но оно и к лучшему: ниже ставка -- меньше риски.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко


