- Какова сегодня ситуация с выплатами клиентам Дельта Банка? Что вообще будет с ним?
- На стадии временной администрации идет процесс выплаты вкладчикам, у которых срок действия договоров закончился, а также по карточным и текущим счетам. На данный момент мы выплачиваем средства в рамках первого транша – туда вошли все бессрочные и срочные, срок которых закончился на 3 марта включительно – когда зашла временная администрация. И этот транш составил около 5 млрд. грн., сейчас уже выплачено 3,4 млрд. грн. Затем будут выплачены средства тем, у которых срок вкладов завершен после 3 марта. Остальное будет выплачено в период ликвидации.
- Когда появится информация о ликвидации этого банка?
- Поскольку Дельта Банк – это системно важный банк, то временная администрация введена на 6 месяцев, то есть до 3 сентября 2015 года. По закону есть возможность продлить администрацию еще на один месяц. Это время может понадобиться для согласования условий договора с реальным инвестором. Если в результате конкурса не будет определен инвестор, ликвидация начнется в сентябре, и тогда будут завершены выплаты по всем вкладам вне зависимости от даты завершения срока договора. Всего в период временной администрации должно быть выплачено 12 млрд. грн.
- Все успеют получить свои средства в рамках гарантированной суммы?
- Первые дни выплат клиентам Дельта Банка были непростыми – огромное количество людей ринулись в банки, и хотя выплачивают крупнейшие банки во всех регионах, первые 3–4 рабочих дня были очень сложными. Мы онлайн отслеживали ситуацию, и была мощная обратная связь – по электронной почте и «горячей линии». Есть серьезная инициативная группа, которая также нас информировала. Сейчас выплаты идут спокойнее, в обычном режиме.
Если человек находится в АТО или по болезни не может до сентября получить вклад, то на стадии ликвидации он все равно его получит. Ведь выплаты идут в течение всего срока ликвидации, а это – минимум два года. Но в случае с Дельта Банком мы предполагаем более длительный срок, более двух лет. Успеют получить все – никому не стоит волноваться.
- Вы говорили о процессе работы с инвесторами, какие именно инвесторы предлагают фонду взяться за Дельту?
- Сегодня у нас есть две группы инвесторов. Одна – те, кто заявлен на создание переходного банка на базе активов и обязательств Дельты. Таких пять претендентов. И есть еще три банка-инвестора, которые заявлены на прием активов и обязательств Дельта Банка. Пока мы полный список инвесторов не оглашаем, сейчас все восемь приглашены и работают с нами – изучают информационные материалы. Это все – квалифицированные инвесторы, и они нам до конца июля должны предоставить свои конкурсные предложения. После изучения предложений мы поймем, кто на что претендует (на какие активы и обязательства), и в первой половине июля исполнительная дирекция фонда будет решать, каким будет план выведения Дельта Банка с рынка.
- План выведения банка с рынка предполагает участие только одного инвестора или нескольких? То есть если будет создан переходный банк, какой-либо другой банк уже не получит на баланс часть активов и обязательств?
- Законом предусмотрено, что может быть применен только один из пяти способов выведения банка с рынка. Поэтому может быть только один победитель конкурса. Мы будем идти по методу наименьших затрат, определим победителя и продолжим с таким инвестором работу. На сегодня нет финального видения, как именно банк будет выведен с рынка – с помощью передачи активов и обязательств переходному банку, принимающему банку или же через ликвидацию с прямыми выплатами. Сегодня мы уверены в одном – Дельта Банк, как юридическое лицо, будет ликвидирован в любом случае. Ведь, согласно закону, банк не ликвидируется тогда, когда его покупают в целом. Но таких желающих (купить банк) не оказалось. Во всех других случаях – ликвидация. Конкретное решение о способе выведения этого банка с рынка, так или иначе, будет принято до момента окончания работы в банке временной администрации.
Для крупных клиентов Дельта Банка имеет значение, как именно банк покинет рынок – через передачу активов и обязательств другому банку или с помощью переходного банка? С мелкими – ясно: они получат причитающееся так или иначе.
Если говорить о вкладчиках, сумма депозитов которых превышает 200 тыс. грн, то в указанных случаях механизмы возврата отличаются, но все сводится к качеству активов неплатежеспособного банка. Когда оно на достаточном уровне, инвестор может согласиться взять на себя обязательства на выплату вкладов более 200 тыс. грн. Если речь идет о процедуре ликвидации, то вопрос в том, хватит ли средств от реализации ликвидационной массы для таких выплат.
- Какие переходные банки уже созданы, и какие инвесторы заинтересованы в таких банках?
- Опыт переходных банков у нас невелик. В портфеле фонда уже 53 банка, и 40 – в ликвидации. А создано было всего два переходных банка. Это Кристаллбанк – туда перешли активы и обязательства Терра Банка. Во втором случае переходный банк создается на базе Омега Банка, но процесс создания этого переходного банка не завершен, и мы еще не знаем, насколько успешной будет реализация этого проекта. На переходные банки обычно претендуют юрлица и физические лица, не банки. У них могут быть разные мотивы – кто-то просто хочет зайти на банковский рынок с готовой клиентской базой и чистой репутацией (купить лицензию). Кто-то заинтересован в активах того банка, с баланса которого они передаются на новый, переходный, банк.
- Инвесторы при покупке переходного банка брали на себя обязательства рассчитаться с крупными вкладчиками?
- На базе неплатежеспособного Терра Банка был создан Кристаллбанк, который взял на себя обязательства по третьей очереди – перед Фондом гарантирования в объеме сумм, уже выплаченных вкладчикам фондом. Планируется, что переходному банку, который будет создан на базе неплатежеспособного Омега Банка, передадут требования всех кредиторов.
- Общается ли Фонд гарантирования напрямую с вкладчиками проблемных банков?
- Фонд сотрудничает со всеми инициативными группами. Мы не идем на контакт только с теми группами, в которых видим ноль конструктива и отсутствие возможности строить адекватный диалог, или же если мы знаем, что их создание оплачено бывшим собственником банка. С группой вкладчиков Дельта Банка, группой «Форум SOS», а также группой банка VAB мы работаем.
- Чем руководствуется фонд, когда принимается решение об инвесторе для неплатежеспособного банка?
- Работает математика. Должен быть предложен эффективный сценарий. Если мы видим, что есть действительно хорошее предложение по наименее затратному способу выведения неплатежеспособного банка с рынка, нам нужно только одно – согласие Национального банка Украины. НБУ анализирует все факторы, Нацбанк владеет большей информацией относительно потенциальных инвесторов, и НБУ может отказать инвестору. Особенно если репутация инвестора или происхождение его денег вызывают вопросы.
- Какие реформы необходимо провести, чтобы улучшить систему гарантирования вкладов? Речь о том, чтобы вкладчики 200+ и юрлица имели шанс получить свои средства.
- Здесь нет готового решения. У нас есть закон об ответственности собственников и акционеров. Но работать он может только при условии слаженной и адекватной работы Фонда гарантирования, правоохранительных органов, судебной системы и исполнительной службы. Общая сумма претензий в рамках поданных Фондом гарантирования заявлений в МВД, СБУ, прокуратуру, ГФС составляет почти 80 млрд. грн. Более 60 млрд. грн. – это конкретные претензии к собственникам и топ-менеджерам. Остальное – иски к клиентам, которые привлекали кредиты и не возвращали.
- Шансы получить от этих лиц деньги есть?
- Это мы увидим. Зависит от судов. Пока неясно, работают нормы закона полноценно или нет. Только в первой половине 2016 года мы сможем говорить об отсутствии системных недочетов в законодательстве относительно ответственности собственников. Я допускаю, что в закон еще будут внесены изменения. Например, в мире есть такая практика: сотрудничество с правоохранительными органами – на втором плане, на первом – гражданские иски относительно убытков вследствие действий тех или иных лиц. И нам также нужно начинать формировать практику по гражданским искам, которой прежде не было.
В действующем законодательстве есть такая статья как «доведение банка до банкротства». Мы подали 20 заявлений в правоохранительные органы на 20 млрд. грн. именно по этой статье закона. Посмотрим, как это будет работать в судах. Потому что ранее приходилось работать по статье «мошенничество», что требовало огромной работы правоохранительных органов, и доказательств таких фактов мошенничества, которые прокуратура не всегда могла обеспечить для того или иного иска. Мы надеемся, что в Украине сложится такая судебная практика, когда никто не сможет избежать ответственности за доведение банка до банкротства.
- Юристы фонда ведут борьбу с так называемым дроблением. На каком этапе сегодня юридический статус договоров, которые были разбиты на части? Все ли такие договоры будут признаны ничтожными?
- Мы должны противодействовать дроблению. Сейчас мы стараемся индивидуально оценивать такие операции. Грубо говоря, если компания-юрлицо вдруг решила выплатить материальную помощь тысяче сотрудников со своего счета – это явное дробление, и такие действия будут пресекаться. Или если вклад в несколько миллионов разбит на сто пятьдесят людей без определенного места жительства, но все они дали доверенность на получение за них денег одному лицу, – это дробление. Другая история – если вкладчик разбил на две части свой вклад – на себя и супругу, сумма там невелика, и нет откровенного криминала, в таком случае вкладчики могут рассчитывать на получение своих средств в рамках гарантированной суммы.
Временный администратор изучает факты дробления. В связи с этим некоторые счета могут быть заблокированы, и мы просим отнестись к этому с пониманием. После проверки, если не выявлены противозаконные действия, вкладчик может получить компенсацию еще в процессе временной администрации. Если есть нарушения, то такие факты передаются в правоохранительные органы.