В общем, у наиболее успешной (если не считать IT) отрасли украинской экономики – новые вызовы и новые риски. О чем мы и говорили на конференции «Агробизнес-2015: вызовы, решения, риски», прошедшей 17 февраля.
Агросектор занимает в ВВП Украины уже около 20% и не первый год удерживает отечественную экономику от еще большего обвала. Чуда нет: сельхозпроизводители – одни из немногих, кто даже в условиях рецессии демонстрирует рентабельность. Им играют на руку благодатные украинские черноземы, довольно активное внедрение современных агротехнологий, еще и девальвация в течение последнего года.
И все же 2015-й станет для аграриев годом довольно жестких испытаний. Перед многими предприятиями встанет непростая задача пройти сертификацию и стандартизацию, что предусмотрено Соглашением об ассоциации с ЕС и необходимостью выхода на новые рынки взамен практически потерянного рынка РФ.
Кроме того, сельхозпроизводители уже сегодня вынуждены работать в условиях возросшего налогового давления и практически без поддержки со стороны государства. Причем, если у крупных агрохолдингов есть ресурсы для борьбы за рынок и потребителя, то небольшим фермерам выстоять в этом сражении сложнее.
На своих плечах
Начало 2015 года и вправду ознаменовалось тем, что аграриям изрядно увеличили налоговое бремя. Если раньше у сельхозпроизводителей была возможность выбора из трех вариантов – налог на прибыль плюс НДС, единый налог либо фиксированный сельхозналог налог, то с 2015 года ФСН попросту исчез. Его заменили единым налогом (так называемая четвертая группа ЕН), но при этом значительно увеличили ставки налогообложения. Например, для пашен, сенокосов и пастбищ, расположенных в горных зонах и на полесье, – с 0,09 до 0,27%; для земель водного фонда – с 0,45 до 1,35% оценочной стоимости земельного фонда.
Кроме того, уже с февраля все плательщики НДС постепенно переходят на новую систему электронного администрирования, к которой очень много вопросов и претензий. И похоже, аграриев (крупных и средних) постепенно исключат из «четвертой группы» и переведут на общую систему. «Есть вполне конкретная угроза отмены налоговых льгот для сельхозпроизводителей (в том числе, по НДС). Более того, постепенно аграриям оставят только единый налог, который придется платить на общих основаниях», – озвучил неутешительный прогноз Николай Орлов, партнер юридической фирмы «ОМП», выступая на конференции «Агробизнес-2015: вызовы, решения, риски».
Еще одна большая проблема – земельные отношения. Ведь пока все еще действует мораторий на продажу сельхозземель, так что фермерам приходится выкручиваться посредством аренды, заключая договора с владельцами наделов. Но эта схема далеко не идеальна. Кроме того, налоговые органы все жестче относятся к производителям, которые по тем или иным причинам имеют незарегистрированные договора аренды. Вплоть до угрозы лишения льгот.
А попытки получить земли из госрезерва (ими с 1 января 2013 года распоряжается Государственное агентство земельных ресурсов) оборачиваются для фермеров многомесячной борьбой с бюрократией и попросту отбивают желание связываться с АПК. В первую очередь у малого и среднего бизнеса.
Добавляются сложности и с финансированием. Кредитование в силу системного кризиса в банковской системе малодоступно, а лизинг зачастую оказывается невыгодным и сложным для понимания механизмом.
«Когда существуют высокие риски потери урожая, накопленные убытки, отсутствие ликвидного залога, в том числе, отсутствие возможности передать в этот залог землю, о кредитах не может быть и речи», – рассказал на конференции «Денег» Владлен Дедков, начальник управления малого и среднего бизнеса Укрэксимбанка.
Альтернативный канал финансирования – форвардные закупки, осуществляемые Государственной продовольственно-зерновой корпорацией, они проводятся еще с 2013 года. Но аграрии говорят, что этому механизму не хватает системности, а также он нуждается в существенном упрощении.
Плюс ко всему упомянутая уже девальвация имеет и негативные стороны: она приводит к росту себестоимости и сокращению прибыли. Например, по данным агентства AПK-информ, которое опросило 400 предприятий АПК, грядущая посевная кампания для многих фермеров станет непомерно дорогой. По словам респондентов, подорожание семян в среднем уже составило 49%, удобрений – 68%, топлива – 57%. Поэтому аграрии признаются, что будут туго затягивать пояса и экономить буквально на всем. А резервов для подъема отпускных цен – не так уж много.
Несмотря на все сложности и вызовы, украинский агробизнес является крайне привлекательной сферой для инвестиций.
Место для разных
На виду в украинском агробизнесе – крупные холдинги с земельным банков от 15-20 тыс. гектаров и до сотен тысяч. И все же место для малого и среднего бизнеса в АПК все-таки есть. Главное, чтобы имелся под рукой источник инвестиций и минимальная материальная база для развития. Тогда при наличии спроса на производимую продукцию, а также здравой оценки рисков появится возможность выйти на окупаемость в кратчайшие сроки. «Для выращивания ягод подойдут небольшие земельные наделы – примерно в 0,5 га. А возврат инвестиций произойдет уже после первого сбора урожая», – утверждает, опираясь на свой опыт предприниматель Андрей Галяс, координатор проекта «Развитие клубничных кооперативов».
Выращивать овощи тоже можно вполне успешно, обладая земельным наделом в 1-2 га. Хотя на окупаемость потребуются годы, равно как и в случае выращивания зерновых и масличных культур, где особенно высока конкуренция со стороны агрохолдингов.
Положение животноводства более сложное, но его возрождение как раз и может стать результатом совместных усилий со стороны небольших компаний и государства. «Молочной продукцией, к примеру, будет выгодно заниматься при условии дотаций и повышения закупочных цен. Пока этого не произойдет, аграрии будут избавляться от животноводства любыми путями», – сожалеет коммерческий директор ООО «МакТехСтрой» Николай Воропай.
Открывающийся постепенно рынок ЕС вполне способствует появлению рынков сбыта для средних и не слишком крупных хозяйств. Например, в 2015 году квоты по поставкам меда в ЕС были выбраны уже в январе. И есть шанс, что их постепенно будут пересматривать для повышения.
Другое дело, что без технологий, «экологичности» и снижения себестоимости продукции делать в Европе нечего. Да и в Украине стандарты качества стремительно растут. Выход – применять успешный опыт и технологии других стран. «Мы изначально ставили перед собой задачу использовать ресурсы максимально эффективно. Применяем капельное орошение, которое экономит 60% воды и на 30-40% повышает урожайность. А тепличные хозяйства помогают более рационально использовать земли, так как каждый квадратный метр у нас на счету. В итоге имеем 300 тонн помидоров за сезон, выращенных в теплицах – это в 4 раза больше, чем можно получить на открытых землях аналогичной площади», – поделилась на конференции опытом своей страны Элизабет Соловьева, коммерческий атташе посольства Израиля в Украине.
Кроме того, небольшим хозяйствам необходимо объединяться, поскольку шансов выстоять в одиночку у них нет.
«Ведь если фермер в одиночку не может купить качественные семена, удобрения или небольшой трактор, то в объединении он получит такую возможность», – поддержала идею с кооперативами Владислава Рутицкая, замминистра аграрной политики и продовольствия Украины по вопросам европейской интеграции, выступая на агроконференции.
Мир, открывай!
Однако, стремление расширить рынки сбыта может сыграть с аграриями злую шутку. «С одной стороны, Евросоюз выдвигает жесткие требования по контролю, которые нужно выполнять, а с другой, есть опасность, что при наших традициях это выльется в очередное усиление коррупции и ее распространение на новые сферы», – предупреждает Лариса Старикова, координатор аналитического центра Аграрного союза Украины (АСУ).
Например, в свое время Польша столкнулась с тем же, что и Украина сейчас: неэффективное использование финансирования, «закостенелый» аппарат государства и отсутствие реформ.
«С 1989 по 1992 Польша получила немало донорской помощи. Но возникли проблемы с ее освоением из-за отсутствия специалистов по внедрению проектов, из-за коррупции и политического давления при распределении средств», – поделился в рамках конференции опытом Яцек Аустен, европейский эксперт по вопросам аграрной логистики, советник юридической фирмы ILF.
Все это удалось победить к началу 2000-х, после создания при Министерстве сельского хозяйства Польши специального фонда FAPA, который при поддержке Всемирного банка способствовал прозрачному освоению донорской помощи и внедрял программы по развитию АПК.
Очевидно, Украине придется пойти похожим путем, опираясь на государственно-частное партнерство и экспертную помощь со стороны. Таким образом, фермерские хозяйства, внедряя те или иные технологии при всесторонней финансовой поддержке, будут также находиться под жестким контролем. Это снизит риски коррупции и нецелевого использования предоставляемых финансовых ресурсов.
И еще: агробизнесу нельзя молчать. Сейчас идет формирование законопроекта о государственной поддержке аграрного сектора. МинАПК является его разработчиком и с нетерпением ожидает предложений по поводу содержания законопроекта. «Деньги» готовы поучаствовать в процессе его разработки в качестве дискуссионной площадки.
Агро-тренды - 2015
Стимулирование и налоги
- перевод агробизнеса на так называемый четвертый специальный режим налогообложения с резким ростом ставки налога, привязанной к стоимости используемых сельхозземель;
- перспектива вывода агробизнеса со специального режима на общую систему (НДС+налог на прибыль);
- ликвидация прямого административного вмешательства в деятельность бизнеса.
Земельная реформа
- центр тяжести – долгосрочная аренда, купля-продажа по-прежнему нелегальна;
- упрощение процедур получения земель в аренду с возможностью оформлять права в качестве залога по кредитам;
- решение вопросов с «невытребоваными паями» (при утере либо отсутствии госактов на земли);
- подготовка рынка земли к запуску: ревизия и обновление кадастра, оценка земель, разработка механизма купли-продажи.
Финансирование агробизнеса
- сужение объема программ льготного кредитования/лизинга с участием государства (например, через госбанки);
- расширение форвардного финансирования со стороны ГПЗК и упрощение процедур;
- стимулирование и популяризация факторинга.
Евроинтеграция
- массовая стандартизация и сертификация украинских агропроизводителей;
- внедрение в Украине современных агротехнологий и бизнес-процессов.
Фото: dengi.ua