Борьба с отмыванием денег и финансированием терроризма – чудесный повод для того, чтобы залезть в карманы даже добропорядочных граждан. И не надо напоминать о борьбе с наркотрафиком или террористами – в Украине с самого начала грубо нарушался главный принцип финмониторинга: его данные становились известны тем, кому они не должны быть доступны ни в коем случае. Например, налоговикам.
Но деваться некуда: в начале 2012 года FATF – международная организация, объединяющая усилия разных стран в борьбе с отмыванием – приняла ряд новых принципов. И страны – участницы FATF были обязаны привести свое национальное законодательство в соответствие с этими признаками. И Украина в том числе. Иначе присвоят «серый» статус, что чревато серьезными проблемами. Основное содержание свежих принципов FATF – максимальная идентификация участников сделок и финансовых отношений.
По этой причине в Украине был принят закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», которыйвступил в силу 5 ноября. Но реально он начнет работать с 6 февраля 2015 года – когда Кабмин и НБУ приведут свою нормативную базу в соответствие с ним.
Что нового? Формирование действительно всеобъемлющей общегосударственной базы данных, содержащей информацию о сделках и их участниках. Как эта база будет собираться? Очень просто: теперь банки, адвокаты, нотариусы и бухгалтеры обязаны передавать информацию о своих клиентах и их действиях в Госфинмониторинг. В принципе, передаваться должна только информация о сделках, имеющих признаки подозрительных. Вот только ввиду высокой ответственности за «недонесение», передавать, совершенно очевидно, будут если не все подряд, то очень и очень многое, не имеющее отношения к действительно подозрительным действиям.
Дело еще и в том, что закон о «борьбе с отмыванием» изначально противоречит закону о банковской тайне, нормам о защите персональных данных и, естественно, Конституции Украины, а также ряду международных соглашений. «В принятом законопроекте предусмотрена возможность обработки персональных данных без получения согласия субъекта персональных данных. Такой подход не отвечает основным положениям Конвенции о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных от 28 января 1981, директивы 95/46/ЕС Европейского парламента», – уверен юрист ЮФ «єПраво»Артур Черный.
Банки расскажут
Новый закон во многом повторяет нормы закона-предшественника. Как и раньше, банки обязаны в течение трех рабочих дней с момента проведения операции или попытки её проведения предоставить информацию в орган финмониторинга. В случае нарушения обязательств по мониторингу более двух раз, банки могут лишиться лицензии.
Сохранена норма, согласно которой банки обязаны сообщать о финансовых операциях на сумму свыше 150 тыс. грн., если они подпадают хоть под один из пунктов закона, описывающих признаки «подозрительности». Обязательно передавать информацию, если деньги были переведены или зачислены с анонимного счета или на него, за границу или из-за границы. Запрещено также сохранять банковскую тайну, если одна из сторон операции зарегистрирована в стране, которая известна как популярная оффшорная зона. Также банки обязаны сообщать обо всех операциях, проведенных за наличные, – пополнение счетов, купля-продажа чеков, дорожных чеков и других платежных средств. Естественно, речь идет о суммах свыше 150 тыс. грн. Будут оповещать и о попытках обменять крупные суммы в гривнах на валюту или наоборот.
Казалось бы, повода тревожиться обычным гражданам нет – государство утверждает, что его интересуют лишь те, кто нарушает закон. Однако не все так просто: есть в законе множество неточностей и противоречий. «Предложенная редакция закона изложена нечетко и противоречиво, содержит значительное количество оценочных понятий и критериев, допускает неоднозначное понимание содержания законодательной нормы», – говорит Артур Черный. Эти самые неточности могут побудить банки передавать в госструктуры данные практически обо всех клиентах.
Например, в законе сказано, что финансовая операция подлежит внутреннему финансовому мониторингу, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают подозрения. А значит, банки, дабы не понести наказание за непредоставленную или несвоевременно предоставленную информацию в базу, будут передавать данные обо всех или почти всех операциях на сумму свыше 150 тыс. грн.
Но сумма – это еще не все. Например, банк может заподозрить, что операция «необычная» или «повторяемая с целью разбить крупный платеж на серию мелких». Этого достаточно, чтобы оказаться в поле зрения финмониторинга.
«На практике субъекты мониторинга определяют для себя приоритет: рисковать возможными санкциями со стороны надзирающего органа, но сохранить при этом клиентскую базу, либо, второй вариант – перестраховаться и сообщать органам практически обо всем операциях», – поясняет партнёр ЮК «Закон Победы» адвокат Марина Саенко.
Передача информации грозит гражданам, в лучшем случае, назойливыми обращениями из службы мониторинга или налоговой с просьбами объяснить суть проводимых операций. В худшем – посещением госструктур, написанием объяснительных о происхождении средств, приостановкой операций, штрафами, а то и судебными преследованиями.
Как быть банковским клиентам? Рецептов на все случаи жизни нет, однако несколько обезопасить себя от внимания государства все же можно. Если владелец счета регулярно получает оплату за свои услуги или переводы от родственников из-за границы, стоит открыть несколько текущих счетов в разных банках, а то и оформить часть счетов на близких. Это нехитрое решение поможет избежать пристального внимания к тому, кто получает деньги из-за границы. Ключевые слова – «нерегулярность» и «обыденность»: регулярные операции могут рассматриваться как используемые для дробления сумм на более мелкие, а «необычные» или «нелогичные» – как имеющие скрытый смысл или цель.
Под подозрением – все
Если операция меньше 150 тыс. грн., это не гарантирует отсутствия интереса финмониторинга.
В ст. 16 сказано: «Фінансова операція підлягає внутрішньому фінансовому моніторингу, якщо у суб’єкта первинного фінансового моніторингу виникають підозри, які ґрунтуються, зокрема, на:встановленні за результатами проведеного аналізу факту (фактів) невідповідності фінансової (фінансових) операції (операцій) фінансовому стану та/або змісту діяльності клієнта».
Другие надзиратели
Также законужесточает ответственность нотариусов, адвокатов и бухгалтеров. Теперь они обязаны сообщать о подозрительных сделках. Нотариусы иадвокаты должны сообщать органам финмониторинга, если их клиент осуществляет сделки купли-продажи недвижимости. Будут передаваться данные и о сделках по управлению активами, банковскими счетами или счетами в ценных бумагах клиента, сумма которых превышает 150 тыс. грн.
Кроме того, адвокаты и нотариусы отныне обязаны сообщать государству, если их клиент намерен открыть новый или развивать старый бизнес. Так, мониторингу подлежат операции по привлечению средств на создание юридических лиц, обеспечение их деятельности и управление ими, а также информация о создании или приобретении клиентом компаний.
Не сообщать о перечисленных сделках адвокаты могут лишь в том случае, если информация стала им известна при обстоятельствах, являющихся предметом адвокатской и/или профессиональной тайны.
Похожие нормы действуют и длянотариусов. Они также не обязаны уведомлять об информации, которая является предметом тайны нотариальных действий. Вот только для нотариусов исключение – случаи оформления договоров купли-продажи недвижимого имущества на сумму от 400 тыс. грн. Кроме того, в законе сказано, что любая информация, переданная нотариусом из-за подозрения, что его клиент занимается отмыванием денег или финансирует террористов, не является нарушением нотариальной тайны.
Как быть тем, кто покупает недвижимость дороже 400 тыс. грн.? Можно оформить покупку в кредит. В таком случае первоначальный взнос может быть менее 400 тыс. грн., о чем нотариусы не станут сообщать госслужбе, а затем клиент в течение нескольких месяцев досрочно погасит обязательство перед банком. Вот только нотариус может решить, что такой кредит используется именно для дробления сумм, и тогда сделка попадет в базы финмониторинга.
Что еще? Закон обязывает бухгалтеров осуществлять мониторинг. По словам Дмитрия Овсия, фактически бухгалтеров обязали доносить на собственное предприятие. При этом освободив от ответственности за такие доносы.
За непредоставление информации на адвокатов, нотариусов и бухгалтеров налагается штраф в размере 1700–3400 грн. Вполне возможно, что на рынке адвокатов и нотариусов появится дополнительная услуга – обязательство не передавать данные в финмониторинг. За нее будет, естественно, установлена дополнительная плата. Тариф может быть от 2–3 тыс. грн. до 5–12 тыс. грн. Все зависит от конкретной сделки, которую клиенту важно уберечь от взора государства.
Что контролируется законом | На кого распространяются нормы закона | Как избежать внимания финмониторинга |
Страховые операции | Кто под прицелом: физлица, которые осуществляют страховые операции на сумму более 5 тыс. грн. или ее эквивалент | Оплачивать услуги страховых компаний на суммы более 5 тыс. грн. только по безналу |
Азартные игры и лотереи | Под прицелом: игроки, которые делают ставки на сумму более 30 тыс. грн. | Делать ставки не более 30 тыс. грн. или эквивалент. В случае выигрыша на сумму более 150 тыс. грн. открывать счет в банке и переводить выигрыш туда |
Денежные переводы | Под прицелом: физлица, физлица-предприниматели, которые осуществляют переводы на суммы свыше 15 тыс. грн. или ее эквивалент в валюте либо драгметаллах без открытия счета в банке | Осуществлять переводы на суммы свыше 15 тыс. грн. только со своего или на свой счет в банке |
Проведение платежей юрлиц с контрагентами | Под прицелом: проведение финансовых операций юрлицами, которые не состоят в деловых отношениях, на сумму свыше 150 тыс. грн. либо ее эквиваленте в валюте и в металле | Проводить финансовые операции, предварительно оформив соответствующие документы об установлении деловых отношений, – договора контрагентов, договора о поставках, подряде и т. д. |
Движение средств за границу и из-за границы |
Под прицелом: все операции физлиц и юрлиц на суммы свыше 150 тыс. грн. (при азартных играх – свыше 30 тыс. грн.) и эквиваленты вне зависимости от того, открыт счет в банке или нет, если: перевод осуществлен на анонимный счет за рубеж или с анонимного счета из-за рубежа; если перевод осуществлен на/со счета в страну, которую Кабмин отнес к странам с оффшорными зонами | Не принимать и не отправлять анонимные переводы на сумму более 150 тыс. грн. Если юрлицо тесно работает с оффшорной компанией (Кипр, Белиз, Панама), зарегистрировать компанию в другой стране – с лучшей репутацией (Австрия, Андорра, Черногория) |
Приобретение дорожных чеков | Под прицелом: перации физлиц и юрлиц по покупке чеков, дорожных чеков за наличные на сумму свыше 150 тыс. грн. | Оплачивать покупку чеков только по безналу |
Переводы в другие страны | Под прицелом: переводы денег, выдача кредитов и любые другие операции из стран, которые не проводят надлежащий финмониторинг (список стран публикует FATF) | Изучить перечень стран, с которыми можно работать. Нежелательно сотрудничать с компаниями в таких странах: Ангола, Эквадор, Эфиопия, Пакистан, Туркменистан, Иран |
Денежные операции недавно созданных компаний | Под прицелом: списание и зачисление свыше 150 тыс. грн. и эквивалентов на счета юрлиц или физлиц-предпринимателей, которые зарегистрированы менее трех месяцев | Контролировать наличие подтверждающих документов по таким операциям: например, что зачисление прошло согласно договору с контрагентом |
Обмен валют | Под прицелом: обмен валют физлицами или юрлицами на сумму свыше 150 тыс. грн. за один раз | Для юрлиц: наличие документов, подтверждающих необходимость покупки валюты на межбанке (контракты с партнерами). Для физлиц: покупка валюты на черном рынке |
Операции с ценными бумагами | Под прицелом: операции юрлиц и физлиц с помощью ценных бумаг, которые не числились в депозитных учреждениях; операции с векселями (кроме казначейских векселей) на сумму 150 тыс. грн. в и эквивалентах; страховые операции юрлиц и физлиц на сумму более 150 тыс. грн. | Все операции проводить через безналичный расчет (банковский счет) |