Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's понизило долгосрочный рейтинг Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте до "BBB-" с "BBB", сообщается в пресс-релизе агентства.
Краткосрочный рейтинг России в иностранной валюте понижен до "A-3" с "A-2", долгосрочный рейтинг в национальной валюте - до "BBB" с "BBB+", краткосрочный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне "A-2".
Прогноз по долгосрочным рейтингам - "негативный".
Оценка риска перевода и конвертации валюты понижена до "BBB-" с "BBB", долгосрочный рейтинг России по национальной шкале подтвержден на уровне "ruAAA".
"20 марта 2014 года мы говорили, что можем переоценить риски для кредитоспособности России в связи с ухудшением внешнего профиля. Понижение рейтинга отражает риски, связанные с ожиданиями дальнейшего существенного оттока капитала из РФ, отмечавшегося в первом квартале 2014 года", - говорится в пресс-релизе агентства.
"По нашему мнению, геополитическая напряженность в отношениях между Россией и Украиной может привести к дальнейшему существенному оттоку как иностранного, так и внутреннего капитала из российской экономики, что еще больше подорвет перспективы роста экономики страны", - отмечают эксперты S&P.
"В течение последнего десятилетия профициты счета текущих операций в России составляли в среднем 6% ВВП. Тем не менее, позиция России как нетто-кредитора по отношению к остальным странам была волатильной: стоимость чистых активов достигала 43% поступлений по счету текущих операций (СТО) в 2008 году и снижалась до 4% в 2010 году. Такая ситуация объяснялась чистым оттоком капитала из частного сектора в результате слабой, по нашему мнению, бизнес-среды. В течение пяти лет до 2013 года средние темпы оттока капитала из РФ составляли $57 млрд в год, тогда как лишь в первом квартале 2014 года отток капитала составил уже $51 млрд ($64 млрд с учетом транзакций в иностранной валюте между российскими банками и ЦБ), главным образом, на фоне роста геополитической напряженности", - говорится в сообщении агентства.
"Мы ожидаем, что профицит счета текущих операций РФ сойдет на нет к 2015 году, поскольку объемы импорта будут расти быстрее, чем экспорт. Тем не менее, стоит отметить, что ослабление рубля может отсрочить или предотвратить переход от профицита к дефициту счета текущих операций. Зависимость России от экспорта сырьевых ресурсов способствует высокой волатильности торговых операций, однако последний опыт показывает, что страна может успешно корректировать объемы импорта, компенсируя падение экспортной выручки", - отмечается в пресс-релизе.
"Если в качестве оценки (меры) использовать показатели "узкого" чистого внешнего долга (т.е. внешний долг минус ликвидные внешние активы государственного и банковского секторов), то мы увидим, что к 2017 г. внешние активы России будут лишь очень немного превышать ее обязательства (по сравнению с относительно сильной позицией внешнего нетто-кредитора в 2014 г. в размере 23% поступлений по СТО). Несмотря на наши ожидания аккумулирования внешних активов, обусловленного "бегством капитала", мы считаем, что это главным образом активы нефинансового частного сектора. Мы полагаем, что эти активы менее ликвидны, и не включаем их в расчет "узкого" чистого внешнего долга. По нашим оценкам, в 2014-2017 гг. совокупные потребности во внешнем финансировании (платежи по СТО плюс краткосрочный долг, подлежащий погашению) составят примерно до 75% поступлений по СТО и доступных резервов", - говорится в сообщении S&P.
"Мы оцениваем доступные международные резервы России на уровне примерно $450 млрд в 2014 г., что достаточно для покрытия приблизительно 70% совокупного внешнего долга. Мы корректируем международные резервы в сторону понижения, учитывая примерно $30 млрд резервов, необходимых для покрытия банковских депозитов в иностранной валюте, валютных свопов Банка России, сделок РЕПО и корреспондентских счетов банков-резидентов, которые учитываются как резервы. Мы уже пересмотрели наш подход к оценке международной инвестиционной позиции России - вслед за использованием Банком России 6-го издания "Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции", - отмечается в пресс-релизе.
Экономический рост в России замедлился до 1,3% в 2013 г. - это самый низкий уровень начиная с 1999 г. (за исключением экономического спада в 2009 г.). В соответствии с базовым сценарием S&P, прирост ВВП в среднем составит 2,3% в 2014-2017 гг. и будет значительно ниже предкризисного уровня (2004-2007 гг.), когда рост в среднем достигал 8%.
"Мы считаем, что реальный рост внутреннего спроса, вероятно, останется небольшим и составит 3% в 2014-2017 гг. (по сравнению с 8% в среднем в период сильного роста в 2004-2007 гг.). Если геополитическая напряженность не снизится до конца 2014 г., существует значительный риск того, что темпы роста сократятся до уровня существенно ниже 1%", - полагают эксперты агентства.
С точки зрения S&P, управление Банком России обменным курсом рубля усилилось вслед за изменением параметров, приводящих к автоматическому смягчению плавающего операционного интервала, в котором предполагается осуществлять торговые операции с валютой (валютного коридора). Начиная с 3 марта 2014 г. Банк России увеличил объем продаж и покупок, приводящих к изменению рублевого коридора (коридора допустимых колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины), с $350 млн до $1,5 млрд.
"Вместе с тем мы по-прежнему ожидаем, что Банк России перейдет на режим плавающего обменного курса к 2015 г. Если эти планы будут нарушены политической или финансовой рыночной волатильностью и мы увидим, что переход к полностью гибкому валютному курсу приостановлен, мы можем понизить суверенные рейтинги России по обязательствам в национальной валюте и уравнять их с суверенными рейтингами по обязательствам в иностранной валюте", - отмечается в сообщении.
На чрезвычайной сессии 3 марта 2014 г. Банк России определил увеличение ключевой процентной ставки - с 5,5% до 7% - как "временное", ставящее своей целью предотвращение рисков, связанных с инфляцией и финансовой стабильностью и обусловленных растущей волатильностью финансовых рынков.
"Насколько мы понимаем, Банку России приходится принимать все более сложные политические решения, направленные, с одной стороны, на снижение инфляционного давления, вызванного волатильностью финансовых рынков, а с другой - способствующие поддержанию устойчивого роста ВВП", - говорится в пресс-релизе.
На протяжении последних нескольких лет возросла зависимость бюджета от поступлений, связанных с сырьевыми ресурсами. Если в 2008 г. бюджет был сбалансированным при средней цене на нефть $55 за баррель, то, по оценкам S&P, в этом году для достижения сбалансированности бюджета потребуется, чтобы цена на нефть приближалась к $110 за баррель.
Чтобы снизить эту зависимость, в 2013 г. правительство ввело фискальное правило, ограничивающее расходы правительства привязкой к долгосрочным (историческим) ценам на нефть. Эта мера должна позволить накапливать резервы в периоды высоких цен на нефть и расходовать их, когда цены падают, снижая, таким образом, цикличность фискальной политики. Как предполагалось в пресс-релизе S&P от 20 марта 2014 г., приверженность правительства выполнению фискального правила, вероятно, будет подвергнута серьезной проверке в связи с недавним ухудшением перспектив экономического роста страны.
"По нашим оценкам, бюджет расширенного правительства в 2013 г. исполнен с дефицитом в 0,6% ВВП. Основываясь на наших ожиданиях того, что доходы от сырьевых товаров будут немного снижаться на фоне небольшого снижения цен на нефть, мы полагаем, что дефицит бюджета расширенного правительства будет постепенно расти до 1,5% ВВП к 2016 г., немного превышая уровень, установленный фискальным правилом, что приведет к среднегодовому увеличению долга расширенного правительства на уровне 1,5% ВВП в 2014-2017 гг. Мы ожидаем, что цена нефти марки Brent упадет примерно до $95 за баррель к 2015 г. По нашим оценкам, нефть марки Urals по отношению к нефти марки Brent продавалась в среднем с дисконтом около $1 баррель в течение последних пяти лет. Тем не менее, низкий уровень совокупного долга предполагает низкие процентные платежи - на уровне около 2% доходов в течение 2014-2017 гг.", - отмечается в сообщении S&P
"По нашему мнению, российские политические институты остаются сравнительно слабыми, сохраняется высокая степень централизации политической власти. Протестующие, оппозиция, неправительственные организации и представители либерального политического крыла находятся под усиливающимся давлением. Мы не ожидаем, что в пределах нашего горизонта прогнозирования (2014-2017 гг.) правительство будет решительно и эффективно устранять долгосрочные структурные проблемы, которые препятствуют повышению темпов экономического роста и связаны с высоким уровнем восприятия коррупции, относительно слабым соблюдением принципа верховенства закона, преобладающей ролью государства в экономике и неблагоприятным деловым и инвестиционным климатом", - говорится в пресс-релизе.
"Прогноз "негативный" отражает нашу точку зрения относительно того, что мы можем понизить суверенные рейтинги России в ближайшие два года, если пересмотрим влияние рисков на кредитоспособность страны на основании значительно более слабого экономического роста, чем ожидается в настоящее время. Если мы увидим, что способность правительства координировать денежно-кредитную политику с фискальными и другими мерами экономической политики, направленными на поддержание экономического роста, ухудшится, это окажет давление на рейтинги, как и значительный рост инфляции - выше 10% ежегодно. Кроме того, мы можем понизить рейтинги в случае ужесточения санкций в отношении России и дальнейшего значительного ухудшения позиция России как внешнего нетто-кредитора", - отмечают в S&P.
"Кроме того, если мы увидим, что переход России к более гибкому обменному курсу приостановлен, мы можем понизить рейтинги по обязательствам в национальной валюте, приравняв их к рейтингам по обязательствам в иностранной валюте. Мы можем пересмотреть прогноз по рейтингам на "стабильный", если экономика России продемонстрирует устойчивость к текущим вызовам, если внешние и бюджетные резервы останутся на уровне, соответствующем нашим ожиданиям, и если мы увидим, что органы, осуществляющие денежно-кредитную политику, окажутся способными выполнять свои функции обеспечения ценовой стабильности, в то же время поддерживая устойчивый экономический рост", - говорится в пресс-релизе.
Источник: "Интерфакс-Украина", републикация запрещена