Идея для бизнеса: обслуживаем и чиним

Идея для бизнеса: обслуживаем и чиним

В 2006–2007 годах, когда Украина переживала настоящий бум автопродаж, на дорогах нашей страны появилась целая армия новых автомобилей. Разумеется, тогда они требовали минимум обслуживания, так как в первые годы эксплуатации машины практически не ломаются. Меняй фильтры, масло и катайся в свое удовольствие. Однако когда возраст автомобиля переваливает за 5 лет, они начинают требовать намного больше внимания. А то обстоятельство, что гарантийный срок уже закончился, уже не делает общение с официальными СТО обязательным условием.

Все вместе это означает, что значительно возрастает спрос на услуги «гаражных» СТО, но они должны отвечать одному требованию: возможности получить у них полный цикл услуг – от шиномонтажа до ремонта двигателей, и услуг качественных. Обязательно ли при этом инвестору «быть в теме»? Хорошо, если он разбирается в технике досконально. Но если нет, вполне можно нанять толкового директора СТО и предложить ему долю в прибылях – разумеется, при жестком контроле за финансовыми потоками.

Приобретаем главное

«Целесообразнее всего открывать СТО, которое будет ориентировано на ремонт автомобилей среднего и нижнего ценового сегментов – тех, чья стоимость в автосалоне не превышает 40 тыс. долл. Дело в том, что обслуживание автомобилей класса «премиум» и «люкс» потребуют значительно больших вложений в оборудование, помещение, кропотливого подбора персонала», – рассказал «Деньгам» владелец одного из киевских автосервисов Александр Тарасун.

Расположение техстанции – один из важнейших факторов. Да, СТО вряд ли будет находиться в центре города рядом с супермаркетами и ресторанами. Но даже если сервис располагается в отдаленном районе, клиент должен без труда найти его и узнать по вывеске. Арендовать или приобретать помещение – выбор сугубо индивидуальный. Но все-таки покупка будет более целесообразной. За 300–350 тыс. грн. можно разжиться гаражом площадью около 100–120 кв. м, отдельным помещением для небольшого офиса и бытовку.

Следующий этап – закупка оборудования и инструментов, цена которых очень сильно зависит от страны производства, их новизны (не исключено, что часть будет приобретаться «с рук»). «Можно избежать таких расходов, как затраты на фирменный стиль, но вложения в покупку подъемников, специального инструмента, программного обеспечения необходимы СТО любого типа», – уверяет директор дилерского центра «АвтоАльянс Киев» Дмитрий Барановский.

По словам бизнесменов, уже имевших дело с организацией СТО, минимальный «арсенал» – два подъемника, стенд «развал-схождения», воздушный компрессор, пресс, два комплекта инструментов, компьютер для диагностики, стенд для проверки и ремонта топливной аппаратуры. А также всевозможная «мелочь» – домкраты, воздушные шланги, различные емкости, газовая горелка, тиски, пуско-зарядное устройство, сварочный аппарат и т. д.

Таким образом, минимальный объем инвестиций составит порядка 250 тыс. грн., без затрат на переоборудование помещения. «Многие для подобных СТО покупают шиномонтажное оборудование. Мой опыт подсказывает, что оно на большинстве предприятий простаивает», – говорит Тарасун. Так что тратить или нет немалые деньги на организацию шиномонтажа – это вопрос, на который инвестор должен дать себе ответ в каждом конкретном случае сам.

На вес золота

Тем не менее, никакая техника и дорогостоящая диагностика не заменят наличия профессиональных рук. Но именно с мастерами и связаны самые большие проблемы, так как найти хорошего специалиста, который не будет страдать ленью, грешить воровством и пьянством, очень сложно. «Поиск и удержание квалифицированного персонала – действительно одна из (наибольших) проблем этого бизнеса», – признается коммерческий директор «СТО Автодом» Дмитрий Куценко.

Бороться с недостатками нанятых рабочих бесполезно. Рано или поздно раз провинившийся сотрудник вновь уйдет в запой или снова начнет воровать и делать работу «мимо кассы». Поэтому нужно приготовиться к тому, что на первых порах увольнения будут частым явлением, а на поиски людей придется тратить немало времени.

К тому же определить квалификацию рабочих можно только опытным путем. А значит, владелец СТО или нанятый им директор должны сами иметь полное представление о технической части процессов, связанных с работой автомобиля и его ремонтом. Найти административных сотрудников (мастера-приемщика, менеджера по запчастям, бухгалтера) проще, но и здесь есть особенности.

«Обучению менеджеров мастеров-приемщиков, непосредственно работающих с клиентом и контролирующих технический персонал станции, тоже нужно уделять немало времени. Кроме того, должна быть выстроена прозрачная и понятная финансовая мотивация сотрудников, чтобы избежать злоупотреблений», – считает Дмитрий Куценко.

Если удастся собрать сплоченную и профессиональную команду, сервис с большой вероятностью будет успешным и прибыльным. Останется лишь правильно «продавать» свои услуги потенциальным клиентам. Продвижение СТО может идти двумя путями: привычная реклама в локальной печатной прессе и «наружка», а также использование более модных инструментов вроде интернет-рекламы, социальных сетей, СМС-рассылок, различных акций и скидок.

Однако особенно важен именно первый контакт, первая услуга. Клиента нужно «заманить», а в будущем он и сам вернется при очередной поломке или для текущего обслуживания авто. И если работа СТО нормально выстроена, около 60–70% клиентов будут постоянными. То есть приносящими стабильный доход.

Заработать и не потерять

С организационно-правовой формой сервисной станции особых проблем возникнуть не должно. Можно регистрировать физлицо-предпринимателя и работать на упрощенной системе, уплачивая его с оборота, а также учитывая требования к максимальному доходу в год (до 3 млн. грн. или до 20 млн. грн. в зависимости от выбранной группы).

Зарабатывать сервис может на широком спектре услуг: операции по диагностике и проверке работоспособности отдельных узлов авто, ремонт автомобилей и продажа запасных частей. Зарплата рабочих будет достигать 30–50% от стоимости выполненных ими работ, мастера-приемщика – около 3% оборота, а менеджера по запчастям – до 5% от объема продаж. Наценка же СТО при торговле запчастями и комплектующими может составлять от 20% до 30%.

Сложностей, которые могут возникнуть при работе сервиса, немало. В первую очередь, это простой бизнеса из-за малого потока клиентов. Он, как правило, связан с тем, что СТО не на полную мощность использует свои ресурсы (например, делает упор на ремонтные работы, но недостаточно внимания уделяет продаже запчастей). Либо к его работе есть претензии, и клиенты попросту не хотят возвращаться. Кроме того, проблемы могут возникнуть в связи с амортизацией и порчей оборудования. При налаженной работе сервиса эти статьи затрат не должны превышать 5000 грн. в год. Если существенно больше – нужно искать злоупотребления среди сотрудников.

Немаловажная проблема – содержание самого помещения, оплата коммунальных услуг. Владельцы СТО всерьез говорят, что если осенью и зимой предусмотрена возможность лишь электрического отопления, сервис можно смело закрывать – дохода не будет. Именно поэтому должна быть возможность отапливать более дешевым способом, чем электроэнергия.

Еще один риск – конкуренция. Особенно сильно она давит на бизнес, когда несколько СТО расположены по соседству и за каждого клиента приходится в буквальном смысле воевать.

Но даже при благоприятном стечении всех факторов и условий работы автосервис был и остается проектом с длительным горизонтом окупаемости, который составляет 5–7 лет. «Чтобы выйти на годовой оборот в 3 млн. грн., понадобится три года работы, и это с учетом торговли запчастями. Для оборота до 10 млн. грн. нужно увеличить количество постов на СТО либо открывать следующее», – подсчитывает Александр Тарасун.

Возможный бизнес-план СТО по обслуживанию авто возрастом от 5 лет

Статья расходов

Сумма, тыс. грн.

РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн.

 

Покупка помещения под СТО

300

Покупка двух подъемников

30

Покупка стенда развала-схождения

120

Компрессор, пресс, инструменты и прочее оборудование

76

Создание сайта

2

Получение всех разрешений и юридическое оформление

10

ИТОГО стартовых затрат

538

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ

Обязательные платежи:

  • налоги

10

  • реклама: Интернет, наружная и печатная реклама и т. д.

4

  • коммунальные услуги

5

  • оплата телефонной святи и Интернета

1

Зарплата

  • 4 рабочих

26

  • мастер-приемщик

5

  • менеджер по запчастям

6

  • бухгалтер

4

  • руководитель

16

ИТОГО В МЕСЯЦ

74,5

ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты

1432

ДОХОДЫ СРЕДНЕМЕСЯЧНО*

150*

ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД

1800

* С учетом работ СТО, а также продажи запчастей.

Теги:
бизнес, СТО


ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK