Борьба за лидерство на рынке автоКАСКО долгое время была излюбленным развлечением украинских страховщиков. Они предлагали автовладельцам самые лакомые кусочки: выдумывали урезанные (дешевые!) страховки, занижали страховые тарифы (а потом были вынуждены затягивать выплаты на долгие месяцы). Но уже примерно четвертый год к ряду цены на КАСКО стабильны. И отнюдь не низки. Правда, постепенно начал улучшаться сервис и ускоряться процедура урегулирования убытков. И все чаще к установлению тарифов применяется индивидуальный подход.
Взять дешевле
Действительно, ценовые гонки нынче – не в чести. Страховщики не пытаются нарастить ряды клиентов без оглядки на возможные потери. Тем не менее, для каждого конкретного клиента и отдельно взятой марки авто они готовы поискать и предложить специальные условия.
Проще говоря, опираясь на статистику по аварийности, количеству угонов, а также на данные об опыте водителя, разные страховщики на один и тот же автомобиль могут предложить абсолютно разные тарифы. Более того, опрошенные «Деньгами» страховые компании уверяют, что если с курсом гривны не произойдет никаких катаклизмов, то с 2014 года тарифы по КАСКО могут еще пойти вниз на 5–10%. Удорожание тоже возможно, но точечно, для определенных марок авто и у отдельных страховых компаний.
Хотя откровенный демпинг и ушел в прошлое, страховые компании все же порой пытаются привлечь страхователей дешевыми предложениями, которые покрывают лишь определенные страховые события либо предусматривают фиксированную сумму выплаты. Например, если застраховать автомобиль только от тотальной гибели или угона, а также от крупного ущерба, который превышает 50% стоимости авто, тариф на год будет колебаться в пределах 1,8–3,4% страховой суммы. А это значительно ниже стандартной цены полного КАСКО.
Или, например, можно приобрести страховку на фиксированную сумму. Она выгодна в том случае, если собственник транспортного средства хочет защититься лишь от мелкого ущерба – 10% от цены авто, но готов заплатить за годовой полис не больше 1000–1500 гривен.
Правда, в подобных случаях нужно готовиться к тому, что страховщик выдвинет существенный перечень ограничений. Как минимум, компания откажется страховать автомобили производства Китая, Ирана, Индии, марок ВАЗ и ЗАЗ, а также некоторые марки класса премиум. Кроме того, обязательной будет франшиза на уровне 10% – как по повреждениям, так и угону.
Старье? Берем
Времена, когда «пожилым» авто отказывали в страховке КАСКО, – тоже в прошлом. Некоторые компании теперь принимают на страхование автомобили, возраст которых может достигать 15 лет. Напомним, раньше авто 7–10-летнего возраста СК не страховали. Правда, по КАСКО для «пожилых» автомобилей покрытие окажется урезанным. «Особенность страховки в том, что она действует только в случае ДТП, в котором виноват другой водитель, или же вина обоюдная. Стоимость этого полиса сопоставима с ценой ОСАГО, зависит от типа автомобиля и места регистрации и составляет от 300 до 1300 грн. Лимит ответственности по такому полису – 50 тыс. грн.», – объясняет директор департамента урегулирования убытков СК «Allianz Украина» Анатолий Климюк.
Специально для тех, кто находится за рулем недолгое время, появляются новые программы КАСКО: «По данной программе застраховаться можно только от риска столкновения с другим автомобилем, – расхваливает ее директор центра страхования транспортных рисков СК «Провидна» Юлия Очеретяная. – Но при заключении страхового договора не имеют значения ни опыт вождения, ни возраст, ни количество потенциальных водителей транспортного средства».
Готовы услужить
Если уж трудно побаловать дешевизной, то приходится предлагать более обширный сервис. В первую очередь речь идет о расширении перечня услуг, предоставляемых страховщиком в рамках ассистанса. Причем, в рамках ассистанса оказываются уже не только консультативная помощь со стороны call-центра или транспортировка авто с места ДТП эвакуатором, но и подвоз бензина, замена пробитого колеса или открытие обледеневшего замка. То есть помощь в тех ситуациях, которые к страховым случаям напрямую отношения не имеют.
И все же главное, чего ожидает страхователь от полиса КАСКО, – быстрого возмещения понесенного ущерба. Например, небольшие убытки, сумма которых не превышает 5–10 тыс. грн. или достигает не более 10% от стоимости авто, страховщик готов обычно выплатить без участия ГАИ. Причем, сейчас это стало обязательной нормой практически для всех договоров КАСКО.
Что касается обычных и крупных страховых случаев, то и здесь немало изменений. Наиболее радикальное – значительно сократившийся срок выплаты. «Время урегулирования страхового случая значительно сократилось и составляет с момента ДТП 4–5 дней при простом убытке и 15–20 дней при сложном», – рассказывает начальник отдела выплат по автострахованию департамента урегулирования убытков имущественных видов страхования СК «Провидна» Ирина Ященко.
Такая прыть достигается за счет того, что страховщики постепенно переходят к системе удаленного урегулирования. Если раньше процесс получения выплаты выглядел приблизительно так. Произошло ДТП – страхователь звонит в ГАИ, страховую компанию. После разбирательств на месте аварии клиенту нужно в течение трех дней лично подать письменное заявление, ознакомиться с перечнем документов, которые необходимо предоставить страховщику, и собрать все эти бумажки, потратив время, нервы и деньги. И когда, наконец, все готово – отвезти документы собственноручно страховщику. Этот процесс занимал несколько недель, после чего приходилось еще довольно долго ждать решения страховой компании о выплате.
Сейчас же достаточно того, чтобы аварийный комиссар прямо на месте ДТП осмотрел автомобиль и провел описание ущерба. После этого, согласовав убытки в телефонном режиме непосредственно со страховщиком, клиент сразу же отправляет авто на ремонт. Правда, нужно учитывать, что СТО, которая будет восстанавливать машину, должна входить в число аккредитованных страховой компанией.
Увы, возможность дистанционного или ускоренного урегулирования может прибавить к стоимости полиса 10–20%. К тому же в небольших населенных пунктах получить такой моментальный сервис вряд ли удастся. Это признают и сами страховщики.
Также на скорость урегулирования влияет способ получения страхового возмещения, который выбрал страхователь. Одно дело, если выплата идет непосредственно на счет СТО. Это позволяет в кратчайшие сроки отправить автомобиль на ремонт. И другое дело, если деньги выдаются на руки клиенту: в этом случае страховщик может особо не торопиться да и еще вычесть из суммы возмещения сумму НДС.
Сколько стоит автоКАСКО?*
Страховая компания | Skoda Octavia (160 тыс. грн.) | Nissan Qashqai Кашкай (250 тыс. грн.) | Volkswagen Touareg (500 тыс. грн.) |
Провидна Providna.ua | 4,4% | 4,4% | 4,4% |
ПЗУ Украина Pzu.com.ua | 5,75% | 7,01% | 4,8% |
Гарант-Авто garant-auto.ua | 5,8% | 5,3% | 5,1% |
АСКА aska.com.ua | 5,9% | 5,9% | 5,9% |
Про100-Страхование pro100.com.ua | 6,6% | 5,2% | 5,2% |
Оранта oranta.ua | 6,74% | 7,1% | 7,3% |
ИНГО Украина Ingo.ua | 6,8% | 6,2% | 5,1% |
УНИКА uniqa.ua | 6,8% | 6,66% | 4,95% |
AXA Страхование axa-ukraine.com | 7,1% | 7% | 6,4% |
- автомобиль новый;
- регистрация в Киеве;
- водитель – один;
- стаж вождения водителя 3–5 лет;
- на машину установлена противоугонная сигнализация;
- франшиза: 0%, при угоне или полном уничтожении 10%;
- страховая сумма неагрегатная;
- сумма возмещения рассчитывается без учета износа;
- ремонт на базе СТО по выбору страховщика.
Полная схема урегулирования убытков | Упрощенная схема урегулирования убытков* |
документы, подтверждающие право страхователя на владение, пользование авто (свидетельство о регистрации транспортного средства, договора найма, аренды, лизинга, доверенность и т. д.); справки ГАИ о ДТП установленного образца с участниками и причинами ДТП; справки ведомственных аварийных служб, пожарной охраны (в случае необх.); справки или постановления о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела, постановления о прекращении или приостановлении производства уголовного дела (в случае необх.); справки метеорологической или сейсмологической службы или другие документы в соответствии с характером события (в случае необх.); справка СТО по техническому состоянию транспортного средства; копия водительского удостоверения водителя авто; документы, подтверждающие право водителя на эксплуатацию авто; приказы (в случае необх.) по предприятию о приеме на работу и допуск к управлению транспортным средством, а также путевой лист; письмо выгодоприобретателя с указанием реквизитов для выплаты страхового возмещения (в случае необх.); постановление суда о привлечении к административной ответственности виновного в ДТП (или иного события) лица; документы, подтверждающие размер причиненного ущерба, с перечнем уничтоженных, поврежденных или похищенных составных частей объекта страхования (самого объекта в целом); другие документы по запросу страховщика, учитывая особенности конкретного страхового случая.
|
|
* Схема работает лишь в том случае, если страхователь ремонтирует автомобиль на аккредитованной в СК СТО.