Идеи для бизнеса 2014: медовый бизнес

Идеи для бизнеса 2014: медовый бизнес

«Без пчелы я не могу. Это – член семьи, – признается пчеловод, директор торгового дома «Украинский мед» Владимир Горишник. – От многих пасечников вы услышите, что среди зимы у них уже чешутся руки и начинают сниться пчелы, а при любой возможности они сбегают на свою пасеку». История «медовой любви» г-на Горишника началась 30 лет назад, когда его дядя подарил ему, тогда еще выпускнику школы, первых два улья. Сейчас Владимир – владелец крупной промышленной пасеки на 500 пчелосемей. Опытный пчеловод уверен, что этот бизнес подойдет не всем. «Здесь нельзя прийти, инвестировать большие деньги и сразу стать миллионером. Этот бизнес выбросит такого предпринимателя, как инородное тело. Тут нужно любить пчелу», – уверен Владимир Горишник.

Полностью согласен с ним его коллега – пчеловод, директор закарпатского племенного пчелопитомника Юрий Хома. «Я знаю такие примеры. Люди приезжали к нам в хозяйство и сразу покупали 500–600 семей. Нанимали для них дипломированных пчеловодов. Но такие хозяйства уходили под откос в течение сезона. Меда не было, пчелы улетали или болели, и люди были вынуждены закрыть дело», – рассказывает владелец племенного хозяйства в тысячу пчелосемей Юрий Хома.

Еще один титулованный пчеловод, собственник торговой марки «Мед Карпат» Виктор Папп также уверен, что начинающие предприниматели склонны делать роковую ошибку, инвестировав сразу в создание большой пасеки. Он настоятельно рекомендует так не поступать, тем более, если рядом нет грамотного наставника. «Лучше всего начать с небольшой пасеки в 3–4 улья, чтобы самому прочувствовать пчел и научиться их обслуживать на протяжении всего года», – советует пчеловод с 35-летним опытом, в том числе научной работы, Виктор Папп.

Еще один способ получить практические знания по пчеловодству – поработать рядовым пчеловодом в успешном хозяйстве. Так рекомендует поступать пчеловод Леонид Ходаковский. «Пасечники всегда берут себе в помощь помощников, особенно когда пасека кочевая, а не стационарная. Это хорошая практическая школа. Но без базовых знаний, которые получают на курсах, в профильных училищах или техникумах, – все же не обойтись. Можно пойти туда учиться заочно», – советует г-н Ходаковский.

Важные мелочи

«Пчеловодство – это искусство учитывать мелочи», – уверен Виктор Папп. Он убежден, что мелочи в этом деле могут кардинально повлиять на успех.

Первое, что предстоит решить новичку, – какую породу пчел закупить для своей пасеки. В Украине сейчас существует три основных аборигенных породы пчел: степная украинская пчела, практически не изученная лесная полесская пчела и популярная карпатская пчела. Опытные пасечники при выборе породы пчел советуют ориентироваться на ту, которая традиционна для той местности, где будет стоять пасека. «Сейчас стало модно выписывать из-за границы далекие породы пчел, которые не традиционны для Украины. Эти пчелы не могут успешно использоваться долгое время», – утверждает Виктор Папп. Все дело в специфике пчеловодства. Спаривание маток с трутнями происходит в воздухе на расстоянии 3–10 км от улья. При этом изолировать матку-иностранку от местных трутней не удастся. Происходит «кровосмешение», и о чистоте породы пчел уже можно забыть.

«Начиная с третьего поколения и дальше резко падает продуктивность таких пчелосемей – где-то на 30%. Они начинают плохо зимовать. Появляется агрессивность пчел», – объясняет г-н Папп. Кроме того, пасечник с иностранными пчелами делает медвежью услугу своим соседям-пчеловодам, «заражая» их чистопородные пасеки чужими генами.

О таких деталях в деловом издании мы б не писали, если бы не одно но: покупка пчел за рубежом влетает в копеечку и серьезно влияет на показатели бизнес-плана. К тому же появляется риск падения продуктивности, о котором рассказывает Виктор Папп.

Следующий шаг – выбор типа используемого улья, ведь именно с ним связана будущая производственная стратегия. Для начала нужно решить, будет ли пчеловод кочевать со своим хозяйством или стоять стационарно. Принимая столь важное решение, нужно учитывать, что продуктивная взятка пчелы (количество нектара, который пчелы приносят с полей) – только в радиусе 2,5–3 км. Если медоносы находятся дальше, тогда пчела пока долетит до улья, будет сжигать весь нектар, который она соберет.

«Если близко много медоносов, стационарная пасека – лучшее решение. Ее не нужно перевозить, тратить на это силы и деньги», – объясняет Леонид Ходаковский.

Кочевые пасеки подвозят пчел к нектарным разнотравьям. С одной стороны, чтобы «кочевать», пчеловоду нужно нанимать помощников, а это – лишние траты. С другой стороны, взятка таких пасек может в разы превышать сбор меда в стационарных ульях. Большие хозяйства, как правило, предпочитают одну треть своих ульев оставлять на стационарной точке, а с другими переезжать с места на место.

Основных типов улья три: классический улей-лежак, многокорпусный улей Дадана-Блатта и так называемый «альпийский улей», изобретенный Роже Делоном. Лежаки хороши для стационарных пасек, с остальными удобно кочевать.

По словам Виктора Паппа, у ульев Роже Делона много преимуществ. В частности они позволяют условно делать большой объем улья, изолировать маток, легко манипулировать корпусами. Но есть и недостатки. «Я 10 лет работал с этими ульями и пришел к выводу, что они сужают возможности пчел, не давая в полной мере раскрыться их потенциалу. Причина – в зауженном сечении гнезда», – рассказывает Виктор Папп. В улье Делона используется узкая рамка шириной 300 мм, тогда как в многокорпусных ульях и ульях-лежаках классическая ширина рамки – 435 мм. «На практике, работая в других системах ульев, я вижу отличие в поведенческих реакциях пчел и получаемых результатах. Например, если брать многокорпусную систему Дадана-Блатта, то количество товарной продукции в этих ульях всегда будет выше на 30–40%, чем в ульях Роже Делона. Это очень большая разница. И ширина рамки здесь имеет решающее значение», – делится ценным опытом г-н Папп.

По его словам, ульи Дадана-Блатта позволяют получить высококачественную товарную продукцию. «В верхних корпусах такого улья пчелы складывают зрелый мед. А свежий нектар, который они только принесли с поля, пчелы размещают в нижних корпусах, где тепло и есть расплод. Таким образом, пчеловод может отбирать верхние надставки со зрелым медом. В лежаках это сделать невозможно. Каждая его рамка вверху содержит запечатанный зрелый мед, а внизу – более жидкий свежий мед, которые выкачиваются одновременно в одну емкость», – рассказывает г-н Папп.

Кадровый голод

«Один пчеловод может обслуживать пасеку в 250–300 семей. Если больше – уже однозначно нужны инвестиции в наемных сотрудников», – считает Владимир Горишник. Пчеловодство – это бизнес, где приходится много и тяжело физически трудиться. Например, если у пчеловода кочевая пасека, – ульи с пчелами нужно загрузить в прицеп, перевезти их на новое место, разгрузить и установить на поле. Кроме того, есть еще работы по выкачке меда. Полная «дадановская» рамка с медом весит 4 кг, а с пергой (ценный вид пчелиной продукции, собранная и «законсервированная» пчелами цветочная пыльца, она запечатывается в сотах, как и мед, – Ред.) еще больше – около 7 кг.

Каждую рамку нужно аккуратно вынуть из улья, донести до медогонки и выкачать. На все это требуется много сил от пчеловода и его помощников. «Чаще всего пасечники нанимают помощников для помощи в перевозке пасеки или для выкачки меда. Расплачиваются за работу с ними посуточно. В 90% случаев – медом. Например, в нашем регионе за день работы на пасеке при выкачке меда дают трехлитровую банку меда. Если платить деньгами – получается дешевле. Трехлитровую банку меда можно продать за 210 грн., а деньгами платят за день работы около 150 грн.», – рассказывает Леонид Ходаковский.

В целом, все собственники промышленных пасек отмечают серьезный дефицит профессиональных кадров, говоря о том, что этот фактор серьезно сдерживает развитие пчеловодства в Украине. «Я бы с удовольствием расширил свою пасеку и в два, и в три раза, но я не могу этого сделать, потому что мне не с кем работать. К большому сожалению, мы потеряли прослойку простых рабочих людей – все хотят стать экономистами, юристами и менеджерами, а на пасеках некому работать», – сетует Владимир Горишник. Чтобы заинтересовать молодежь идти работать на пасеку, пчеловоды готовы не только бесплатно обучать их своему мастерству, но и платить хорошую зарплату за работу – около 6 тыс. грн. в месяц, что для жителей небольших городков и сел является весьма приличной зарплатой. «Более того, мы дарим им две семьи и говорим: «Ты можешь параллельно развивать свой бизнес и становиться на ноги»», – говорит Юрий Хома. Единственная проблема – сезонность. Как ни крути, а зимой, ранней весной и поздней осенью потребность в рабочих руках резко падает.

Соглашение о разделе продукции

Еще один способ расширить свой медовый бизнес – нанять пчеловода, согласного работать с собственником пчелосемей и ульев на условиях «50 на 50». Такая практика сейчас становится популярной среди промышленных пасечников. «Фишка» в том, что опытный пчеловод покупает пасеку в 20–50 семей и отдает ее в управление другому пчеловоду на условиях дележа полученной от них итоговой прибыли.

Вообще, профессии пчеловода учат во многих вузах, техникумах и профтехучилищах по всей стране. Их выпускники – желанные работники на любой пасеке. Диплом пасечника можно получить в Национальном университете биоресурсов и природопользования, Львовской государственной академии ветеринарной медицины или Боярском колледже экологии природных ресурсов Национального аграрного университета.

Сладкая прибыль

Чтобы заниматься небольшой пасекой и получать прибыль от проданного меда, необязательно регистрировать СПД. «Если в Польше пасечник, у которого есть больше 80 семей, должен быть зарегистрирован как предприниматель, то у нас таких ограничений нет», – рассказывает Владимир Горишник.

Требования к сертификации продукции пчеловодства – также очень лояльные. Право продавать мед на рынке дает простое разрешение, полученное в местной ветеринарной лаборатории. Выдается оно после проведения исследования образца меда. Цена вопроса – 100 грамм меда и около 20 грн. за проведенную экспертизу.

Но если хозяйство хочет продавать свою продукцию в супермаркеты или за границу, придется зарегистрировать ООО и пройти полную сертификацию пасеки, производственного цеха и готовой продукции. Выдает такие сертификаты Государственная ветеринарная и Фитосанитарная служба Украины при предъявлении ветеринарно-санитарного паспорта пасеки, который можно получить в районном или городском Управлении ветеринарной медицины. Также пасечнику нужно получить в органах Госстандарта сертификат соответствия на свою продукцию. В нем указывается, в частности, штрих-код страны-производителя, энергетическая ценность единицы продукции, адрес производителя, срок хранения, дата изготовления и максимально допустимая концентрация тяжелых металлов.

По словам промышленных пчеловодов, на оформление всех необходимых документов уходят годы и тысячи гривен. Гораздо проще сдать свою продукцию оптовикам, у которых процесс расфасовки медовой продукции, ее продажа торговым сетям и экспорт за границу поставлены на поток. Правда, в этом случае полученная пчеловодом прибыль будет гораздо скромнее.

«Розничная цена от оптовой отличается в разы. Если брать цены центральной Украины, там приемная цена меда составляет порядка 13–18 грн. за килограмм. При этом розничная цена меда на рынке будет где-то 50–70 грн. за 1 кг», – отмечает Виктор Папп. Промышленным пчеловодам, чьи хозяйства не превышают 300–500 семей, приходится соглашаться с такими ценами. С одной стороны, их хозяйство вырабатывает за сезон тонны меда, которые сложно продать в розницу на колхозных рынках и ярмарках. С другой стороны, такие объемы не могут удовлетворить потребности супермаркетов, которые требуют регулярных поставок по разным сортам меда.

«Кроме того, работать с супермаркетами (небольшим хозяйствам – Ред.) невыгодно и слишком дорого. Во-первых, они берут товар под реализацию, с длительной отсрочкой платежа. Далее – они хотят 30–40% своей комиссии. Но главное – потом из них крайне тяжело выбить деньги за проданный мед (изначальные договоренности регулярно нарушаются – Ред.)», – делится опытом Леонид Ходаковский.

Чтобы минимизировать свои убытки, пчеловоды нашли оригинальный выход – они начали активно изготавливать и продавать так называемые «оздоровительные композиции» из меда и другой пчелиной продукции. Например, смеси меда и перги, или меда и прополиса, или меда с орешками. Также пользуется популярностью среди покупателей мед в сотах. Таким образом, расширяя ассортимент производимой продукции, производители расширяют возможности рынка сбыта. При этом прибыль от сопутствующих продуктов пчеловодства, таких как прополис, маточное молочко, пыльца, перга, воск, пчелиный яд и даже экстракт восковой моли или пчелиный подмор может составлять до 30% и выше.

Особо продвинутые торгуют своей продукцией онлайн. Это хлопотно, но позволяет средним пчелобизнесам сбывать все произведенное без помощи розничных сетей.

Отдельное прибыльное направление бизнеса – создание племенных питомников. Этот вид деятельности очень популярен в западном регионе, где традиционно небольшие взятки меда. Зато во Львовской, Ивано-Франковской, Закарпатской, Волынской, Тернопольской и Черновицкой областях выводят и продают пчелопакеты.

Каждый пчелопакет состоит из четырех рамок, покрытых пчелами, три из которых – с расплодом и оплодотворенной маткой. «Стоимость пчелопакета зависит от того, как зимовали пчелы и сколько требуется обновить семей новым племенным материалом. В прошлом и этом году пакет стоил примерно 350–450 грн. Три года назад цена поднималась до 600 грн. за пакет, а шесть лет назад была на уровне 270–350 грн.», – рассказывает «Деньгам» Виктор Папп.

Один пчелиный пакет – это одна семья для одного пчелиного улья. Для старта новичку-пчеловоду рекомендуется покупать не более 20–50 семей. В итоге только на племенной материал нужно потратить минимум от 7 до 17,5 тыс. грн.

Убийственные риски

Пчеловодство – очень рискованный бизнес. Никто не сможет дать новичку гарантию, что тому непременно удастся создать рентабельное хозяйство. «Самый большой риск – это неграмотный пчеловод», – улыбается Виктор Папп. – Никакие долгие и тяжелые зимы, засухи не принесут пчелам такого вреда, как неумелые действия пчеловода». Чтобы этого не случилось, нужно учиться делу у профессионалов и попасть «в руки» грамотного наставника.

Но далеко не все зависит от умения пасечника. «Сейчас сильно меняются состояние окружающей среды и климат – с этим сталкиваются пчеловоды во всем мире. В результате уменьшается выход продукта. Количество взятки падает уже несколько лет подряд. Если в хорошие годы в закарпатском регионе с одной семьи можно было взять до 35, а иногда и 45 кг меда за сезон, то в этом году взятка была на уровне 5–7 кг меда с улья», – констатирует Юрий Хома.

Усложняет ситуацию и «любовь» украинских аграриев к химикатам. Как результат – массовые отравления и мор пчел. «Многие хозяйства просто гибнут из-за отравления пчел различными пестицидами. Изолировать пчел от этого практически невозможно», – говорит Виктор Папп. Единственный выход в таких случаях – максимально быстро увозить пасеки с «зараженных» территорий.

«Нужно бдительно смотреть за тем, кто и где обрабатывает пестицидами свои поля. И если пчеловод узнает, что в радиусе работы пчел его пасеки начались такие работы, нужно немедленно закрывать улья, изолировать пчел от вылета и увозить их на другие точки», – советует Виктор Папп. Кроме того, нужно регулярно укреплять иммунитет пчел разными биологическими подкормками. «Например, очень хороших эффект дают обработки пчел и подкормки с чесноком, полынью и хвойный экстракт. Это иммуностимуляторы, которые повышают стойкость пчел к разным болезням и токсинам», – советует пчеловод.

Каким может быть бизнес-план хозяйства по производству меда и других продуктов пчеловодства на 500 пчелосемей *

Статья расходов

Сумма, тыс. грн.

РАЗОВЫЕ ЗАТРАТЫ, грн.

 

Формирование пасеки:

 

  • Пчелосемьи (500 шт. х 350 грн.)

от 175

  • Ульи – лежаки на 20 рамок (200 шт. х 580 грн.)

от 116

  • Ульи вертикальные («Дадан-Блатт»), двухкорпусные на 12 рамок (300 шт. х 550)

от 165

·         Рамки для ульев (7600 шт. х 4 грн.)

от 30,4

  • Вощина ( 500 кг х 84 грн.)

от 42

  • Утеплители

 

ü  для лежака (200 х 50 грн.)

от 10

ü  для «Дадан-Блатт» (150 х 40 грн.)

от 6

  • Другое оборудование (поилки, кормушки, решетки и т. д.)

от 2,5

Для пчеловода:

 

  • Спецодежда (комбинезон, халат, куртка и т. д.)

от 0,5

  • Мелкий рабочий инвентарь

 

ü  Пыльце сборник (500 шт. х 65 грн.)

от 32,5

ü  Ящик для переноса рамок (4 шт. х 75 грн.)

от 0,3

ü  Дымарь (4 шт. х 170 грн.)

от 0,7

ü  Захват для рамок, ножи пасечные, вилки, щетки, проволоки и т. д.

от 1,0

  • Медогонка четырехрамочная ( 4 шт. х 4 тыс. грн.)

от 16

  • Подставка для распечатывания сот (4 шт. х 325 грн.)

от 1,3

  • Емкости для меда на 35 л. (50 шт. х 400 грн.)

от 20

Другие траты:

 

  • Получение паспорта пасеки

от 0,3

  • Производство сайта

от 5

  • Автоприцепы для кочевой пасеки (4 шт. х 12,8тыс. грн.)

от 51,2

  • Ремонт помещения для выкачки меда

от 5

ИТОГО стартовых затрат

от 680,7

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ЗАТРАТЫ

Зарплата(с начислениями)

  • Пасечники (2 чел.)

от 12

  • Собственник/менеджер

от 10

Обязательные платежи:

  • Ветеринарные препараты для пчел

от 5

  • Подкормка для пчел

от 5

  • Ремонт и замена поломанного инвентаря и оборудования

от 1,5

ИТОГО В МЕСЯЦ

от 33,5

ИТОГО ЗА первый ГОД, включая стартовые затраты

1082,7

ИТОГО ДОХОДОВ В ГОД

750

* Расчеты журнала «Деньги». Используется работа на едином налоге.

** Из расчета, что от каждой пчелосемьи за сезон получено 30 кг меда и продано по цене 50 грн./кг.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK