Завязка всей этой истории, как сообщает журнал «Деньги», www.dengi.ua, произошла еще в конце марта 2011 года, как раз спустя месяц после покупки нового полиса ОСАГО. Полис мне продал мой товарищ, работавший тогда независимым страховым агентом. Он сделал неплохую скидку, предложив полис от СК «Уника», к тому же, без франшизы. А так как компания была далеко не последним игроком на страховом рынке, да и агент – другом (а ведь казалось, что друг не обманет), я, невзирая на свое настороженное отношение к демпингу, решил сэкономить. Встретились, заполнили бланк договора, я отдал несколько сотен гривен и со спокойной душой прицепил стикер на лобовое стекло.
Случилось все в самом центре Киева – на улице Прорезной, примыкающей к Крещатику. Естественно, извечная проблема буднего дня – пробки и сложности с парковками. Кое-как пристроив свою машину где-то у обочины, я отправился по делам, а когда вернулся – оказалось, что она затиснута двумя огромными джипами. Естественно, выехать из такой блокады было задачей очень непростой. В итоге, после многократного кручения рулем мне все-таки удалось выбраться, но, вклиниваясь в общий поток движения, как в хорошо известном анекдоте, я своим автомобилем «поцеловал» в задний бампер огромный «Мерседес». Эмоции и перепалку вряд ли стоит описывать, но владелец «мерса» безапелляционно потребовал вызвать ГАИ, хотя след от столкновения был едва заметен.
Пока наряд гаишников пробирался к нам через заблокированный центр города, понимая, что в данном ДТП вина в любом случае на мне, я позвонил своему страховщику по ОСАГО, сообщил о происшествии и оставил все необходимые данные. После приезда инспекторов я получил справку с места аварии, и на следующий день сразу же отвез все необходимые документы страховщику, написав заявление.
Правда, за выплатой вторая сторона так и не обратилась, и вся эта ситуация как-то подзабылась. И каким же было мое удивление, когда спустя полтора года после этого случая, в октябре 2012-го, я получил регрессный иск от СК «Добробут та Захист», в которой был застрахован злополучный «Мерседес».
Не понимая причин происходящего, я начал докапываться до сути и выяснил очень много интересных и неожиданных подробностей. Как обнаружилось, владелец ударенного «Мерседеса» не стал тратить время на ожидание решения суда, чтобы получить выплату по моему ОСАГО, а обратился за возмещением по своему полису КАСКО. Вполне рядовая процедура, после которой компания, заключившая договор КАСКО, в данном случае «Добробут та Захист», сперва заплатила пострадавшему, а потом воспользовалась правом обратиться с регрессным иском. Обратилась за возмещением к страховщику, продавшему «автогражданку» виновной стороне – то есть к компании «Уника».
Однако регрессный иск, в конце концов, повис на мне, так как «Добробут та Захист», уточнив данные моего полиса, выяснила, что он… недействителен, и в базе Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) значится как «неиспользованный». Проще говоря, «автогражданка», которую продал мне знакомый страховой агент, попросту не существовала в природе.
Липовый полис
На самом деле ситуация была не смертельной: компании, подавшей регрессный иск, нужно было предоставить лишь бланк полиса, но за эти полтора года я не только несколько раз покупал новую «автогражданку», но даже успел поменять автомобиль. И, естественно, по закону подлости, мой бланк ОСАГО от «Уники» давным-давно отправился в мусорное ведро.
Тем не менее, проблему нужно было решать, так как истец («Добробут..») практически не давал времени на раздумья. Поэтому первым шагом был звонок на «горячую линию» страховщика с попыткой найти полис по базе «Уники», ведь в ее архиве точно должны были храниться документы, поданные мною сразу после ДТП. Но не тут-то было: никаких данных о страховке не было. Более того, по моему случаю даже не была заведена так называемая карточка убытков.
Проще говоря, компания приняла документы, но так как вторая сторона не обратилась за выплатой, их явно отправили в мусорное ведро. В компании посоветовали написать заявление, в котором подробно описать сложившуюся ситуацию, а также суть претензий со стороны другого страховщика и передать непосредственно в головной офис.
Потратив время на составление заявления и его доставку в «Унику», я стал ждать звонка. Урегулировщики страховой компании позвонили спустя неделю и вновь безапелляционно заявили: никакой информации о страховом полисе у компании нет, МТСБУ тоже открещивается, ссылаясь на то, что по базе бюро полис не «пробивается». Поэтому если я не смогу предоставить полис, вся ответственность ляжет на мои плечи.
Последней надеждой был злополучный агент, продавший «автогражданку», но он поклялся, что сразу же после заключения договора передал все нужные документы страховщику, равно как и провел оплату полиса. По словам агента, он сделал все, что от него зависело, и больше ничем помочь не может.
На самом деле сотрудники «Уники» лукавили: у них в любом случае должны были сохраниться копии документов, которые я подавал в компанию после ДТП. И это подтверждало мою правоту и наличие полиса в день аварии. Но почему-то они не стали заниматься поиском «вымышленного» договора, по которому компании пришлось бы платить возмещение в рамках регресса.
Как всегда, помогло наличие «своих» людей в стенах компании. После того, как был сделан звонок «кому нужно», дело сдвинулось с мертвой точки. В результате нашлись все документы и даже «утерянный» бланк договора. Развязка оказалась достаточно интересной: я стал жертвой банальной халатности страхового агента, который, заключая договора и получая деньги от клиентов, попросту вовремя не передавал их страховой компании, из-за чего возникала путаница, а полисы ОСАГО в базе страховщика оставались обозначенными как непроданные.
Лучше не экономить
Приключения с полисом все-таки закончились благополучно: спустя четыре месяца споров, поисков и нервов «Добробут та Захист» выставила регресс напрямую «Унике», и все претензии ко мне были сняты. Однако эта история заставила сделать несколько очень важных выводов.
Во-первых, каким бы близким или родным ни был страховой агент, лучше всего приобретать полис напрямую у страховой компании, например в ее офисе. В таком случае деньги точно попадают в кассу страховой компании, что подтверждается соответствующей квитанцией.
Во-вторых, даже если срок действия договора ОСАГО закончился, не стоит торопиться и выбрасывать полис. Ибо даже в самой щекотливой ситуации (обман со стороны агента, продавшего страховку и положившего деньги в карман или банкротство самой страховой компании) наличие на руках этого документа является некоей гарантией против попыток страховщика уйти от ответственности, переложив ее на чужие плечи.
Ну и, конечно же, даже если вторая сторона, защищающая другого участника ДТП, пытается предъявить регрессный иск, нельзя сразу соглашаться на ее требования, стоит попытаться найти подтверждение своим аргументам.