Казалось бы, страхи кризиса 2008 года уже позади, и Украина все же совладала с угрозой дефолта, обвальным падением экономики и смогла укрепить расшатанную банковскую систему. К тому же, валютный рынок спокоен, пусть и благодаря административному давлению Нацбанка. Дефицит внешнеторгового баланса за первые 8 месяцев в разы ниже, чем в 2008-ом. Доля «проблемных» кредитов наконец-то начала сокращаться, а уровень госдолга нашей страны составляет 30% ВВП, что ни в какое сравнение не идет с той же Италией (119% ВВП), Ирландией (102,7% ВВП) или Португалией (94% ВВП). Правда, обслуживание госдолга обходится Украине дороже, чем европейцам.
Все почти хорошо
Главный показатель того, что экономика Украины постепенно восстанавливается – значительное сокращение темпов инфляции, а также рост ВВП. Если в кризисном 2008 году инфляция за январь-август составила 14,8%, то за аналогичный период 2011-го – лишь 4,1% (почти, как в США). Причем, и в августе, и в июле наблюдалась дефляция. Даже в январе-августе экономически удачного 2007 года инфляция составила 11,6%. Позитивная тенденция налицо. А лавры борьбы с инфляцией себе приписывает Нацбанк.
«Наши расчеты доказывают, что больше всего удешевлению продуктов питания способствовали согласованные действия НБУ и правительства Украины», – рапортует глава Нацбанка Сергей Арбузов. Правда, осенью инфляция все-таки ускорилась.
Не менее оптимистичны данные по ВВП – за первые 8 месяцев его прирост составил около 5% в сравнении с аналогичным показателем 2010 года. Это неплохой показатель. Даже в относительно благополучной Германии за I полугодие 2011-го ВВП вырос лишь на 0,1%, а во Франции и вовсе был «нулевым». К тому же, по прогнозам Минфина и МВФ, ВВП Украины за весь 2011 год вырастет на 4,7%, а по оценкам НБУ в 2012-ом рост составит 4 ± 0,5%. Впрочем, особенно и радоваться не стоит – во время кризиса украинский ВВП провалился намного сильнее, чем у европейских соседей.
Даже в банковской системе, которая сильнее всего пострадала от кризиса, сейчас все спокойно: банки снижают убытки, долит капитал в «Надра». Хотя в трех банках все еще остается временная администрация.
Хороший сигнал – курс гривны в проекте госбюджета на 2012 год установлен на уровне 8 грн. Предыдущий курсовой ориентир, назначенный в госбюджете-2011, пока исполняется.
Чего нам бояться?
Несмотря на видимую тишь и благодать, существуют риски, которые способны превратить нашу страну во вторую Грецию. Начали расти котировки кредитных дефолтных свопов (CDS) Украины – этот финансовый инструмент отражает вероятность наступления банкротства страны. Да, им еще очень далеко до пикового значения в 3848 пунктов, на котором CDS Украины находились 1 апреля 2009 года. Но рост свопов за июль-сентябрь составил +75%, достигнув к началу октября 810 пунктов. Для сравнения, в начале первой волны кризиса на 1 октября 2008-го CDS Украины находились на уровне 726 пунктов. Впрочем, сейчас котировки формируются инвесторами значительно более осмотрительно, чем три года назад. У той же Греции CDS 30 сентября равнялись 5157, а у Италии – 456 пунктов.
Еще один «звоночек» – отрицательное сальдо внешней торговли. Если за I полугодие 2010 года преобладание экспорта над импортом составило 552 млн.дол., то в I полугодии 2011-го – наоборот, импорт превысил экспорт почти на 3 млрд.дол. Доминирующий рост импорта говорит о том, что курс национальной валюты завышен. И что валютные резервы Нацбанка – под угрозой вымывания.
Да, пока состояние внешнеторгового баланса далеко от кризисного (в I полугодии 2008 года его дефицит составил 6,8 млрд.дол.). Но при ухудшении ситуации в мире, состояние внешней торговли значительно ухудшится. Ведь спрос на украинскую продукцию в мире и так уже падает. И Нацбанку придется девальвировать гривну.
Пока что резервов НБУ (запасов золота и иностранной валюты, которые в любой момент могут быть использованы для финансирования дефицита платежного баланса или интервенций на валютном рынке) достаточно, чтобы контролировать курс.
Но даже Сергей Арбузов признает, что тех 38 млрд.дол., которые есть у него в запасе, может оказаться недостаточно, чтобы сдерживать гривну, если мировая рецессия захлестнет Украину. Тем более, что переговоры с МВФ об очередном транше затянулись на неопределенное время, и пополнять резервы сложно.
Вообще, девальвация – это нормальное явление в развитых странах, которое «подстегивает» экономику, и в первую очередь – внешнюю торговлю. Но для Украины подобный сценарий крайне опасен ввиду того, что обычно носит не объективный экономический, а сугубо административный характер. А значит, экономике сложнее адаптироваться к смене курса национальной валюты.
Готовимся?
Около 30% внешнеэкономических операций Украина проводит с ЕС. Эти тесные партнерские связи могут обернуться против нас, если обещанная Евросоюзу в ближайшие 12 месяцев рецессия все же станет реальностью. Особенно высоки риски для банковского сектора и дочерних банков из европейского региона. Начнись у материнских структур проблемы, и они будут, прежде всего, заниматься спасением себя, а лишь затем – своих дочек в Украине.
Не лучшие сигналы подает и фондовый рынок, который чувствует приближение проблем гораздо раньше экономики в целом: за август-сентябрь украинские биржи обвалились почти на 40%.
Конечно, можно успокаивать себя, что страна уже прошла через «мясорубку» 2008–2009 годов, и справиться со второй волной кризиса мы точно сможем. И это чистая правда. Однако неспособность властей противопоставить приближающейся волне проблем действенные меры пока разочаровывает. Еще нет политической воли к снижению коррпуционного давления на бизнес. Не видно и готовности снижать фискальное давление ради стимулирования создания новых рабочих мест, как то делается, к примеру, в США.
Состояние украинской экономики до кризиса 2008 года и на пороге второй волны рецессии*
| ВВП Украины, изменение к аналогичному периоду предыдущего года | Экспорт, млн. дол.** | Импорт, млн. дол.** | Сальдо внешнеторгового баланса, млн. дол.** | Инфляция |
8 месяцев 2007 | 7,5% | 29144 | 31965 | -1980 | 11,6% |
8 месяцев 2008 | 7,1% | 41132 | 49068 | -6769 | 14,8% |
8 месяцев 2011 | 5% | 42246 | 45544 | -2901 | 4,1% |
*По данным Государственного комитета статистики, Кабинета министров, Национального банка. **Данные за I полугодие 2007, 2008 и 2011 годов соответственно.
Николай Азаров, премьер-министр Украины,
«Та работа, которую осуществляло правительство на протяжении полутора лет и благодаря которой удалось уменьшить дефицит бюджета, является самой главной антикризисной мерой, которая дает возможность нам сейчас говорить о том, что мы готовы к возможному мировому кризису намного лучше, чем это было в 2008 году. Если мы не сможем в случае кризиса найти кредитные ресурсы в 2,5%(дефицита бюджета – Ред.), закроем это за счет внутренних ресурсов».
Филипп Ле Уэру, Вице-президент регионального управления Всемирного банка по Европе и Центральной Азии
«Проблемы суверенных долгов в Западной Европе могут поставить под угрозу устойчивость сравнительно неуверенных темпов восстановления экономики. И регион Восточной Европы (Украина входит в их число – Авт.) и Центральной Азии особенно зависим от Западной Европы с точки зрения экспортных рынков, источников финансирования, поэтому замедление темпов экономического роста на Западе будет иметь негативные последствия».
Александр Сугоняко, президент Ассоциации украинских банков
«Интеллектуально и психологически нынешняя власть готова к кризису лучше, чем в 2008 году, так как у нее есть опыт борьбы с кризисными событиями. Однако с точки зрения эффективности контрмер и прошлая, и нынешняя власти находятся на одном уровне. Например, хорошая идея о пересмотре некоторых условий нашего членства во ВТО, чтобы минимизировать риски от негативного внешнеторгового баланса. Однако, удастся ли это реализовать – неизвестно».
Александр Пивоварский, старший региональный экономист по Восточной Европе и странам Кавказа ЕБРР (специально для «Денег»):
«Украина остается страной, зависимой от международной торговли и потоков капитала. Многие украинские банки имеют инвесторов из Западной Европы, переживающих сейчас не лучшие времена. А это создает дополнительные риски для банковской системы. Поэтому единственный путь избежать «второй волны» кризиса, или хотя бы минимизировать ее влияние – быстрыми темпами проводить структурные реформы, которые постоянно откладываются. Хотя реальный эффект от них Украина ощутит лишь спустя 1–2 года».
Резюме: Украинские власти потенциально готовы ко второй волне кризиса. Но ни рост ВВП, ни валютные резервы не спасут, если руководство страны будет и дальше оттягивать реформы в финансовом и фискальном секторах, а также в сфере дерегуляции бизнеса.
По материалам Денег