Зачем чиновникам нужен контроль над сельхоз землей? Мнения экспертов

Зачем чиновникам нужен контроль над сельхоз землей? Мнения экспертов

Как говорится в законопроекте, принятие которого запланировано на первый квартал 2011 года, учреждение должно обеспечить реализацию государственной политики относительно регуляции рынка земель сельскохозяйственного назначения, консолидации и охраны земель с/х назначения государственной собственности. Предполагается, что эту структуру создаст правительство, и она будет ему подконтрольна. Чем же будет заниматься данное учреждение, и насколько позитивен сам факт его создания? Юристы высказывают различные мнения по этому поводу.
 
Партнер ЮК "Ващенко, Бугай и Партнеры" Денис Бугай считает: «Тот факт, что это учреждение создается Кабинетом Министров Украины, и его деятельность будет координироваться центральными органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики, свидетельствует о предоставлении профильным чиновникам права влиять на рынок земли».  По его мнению, это, в первую очередь, проявляется в том, что орган наделяется широкими полномочиями, среди которых: предоставление разрешения на разработку проекта по отводу земельного участка, о проведении экспертной денежной оценки земельного участка либо об отказе в продаже такого земельного участка. Это свидетельствует о том, что такое учреждение фактически будет «выбирать», кто в будущем сможет стать собственником земельных участков из государственной собственности, что однозначно свидетельствует о наличии «коррупционного» момента
«Создание государственного органа, полномочия которого являются широкими и неограниченными, может возвести до абсурда всю хорошую идею либерализации аграрного сектора. Поэтому вопрос о статусе и функциях такого органа требует дальнейшего обсуждения», - добавляет господин Бугай.

Как отмечает юрист ЮФ «Братья Попко и партнеры» Игорь Трохимчук,  создание такого рода учреждения является позитивным моментом, поскольку в государстве должен функционировать орган по регуляции рынка сельскохозяйственных земель. Однако проект закона предусматривает регуляцию обращения лишь государственных земель сельскохозяйственного назначения, в то время как в мировой практике принято, что оператор регулирует обращение всех сельскохозяйственных земель.

«Следующим негативным моментом является то, что в данном проекте закона не выписаны функции и права этого специализированного учреждения, а лишь сказано, что «порядок создания и функционирования устанавливает Кабинет Министров. Поэтому, всё будет сводиться к необходимости разработки дополнительных нормативных актов исполнительных органов власти. И не факт, что в них будут отсутствовать положения, лоббирующие интересы отдельных бизнес – групп», - считает господин Трохимчук.

«Среди основных полномочий данного учреждения указана преимущественная покупка сельскохозяйственных земель», - добавляет юрист ЮФ ILF Алина Корецкая, - «причем если несколько лиц заявили о своем преимущественном праве на покупку, то именно заявка учреждения будет приоритетной. Но механизм, по которому выкупленная земля будет продаваться или сдаваться в аренду дальше, отсутствует. Это будет определяться Кабинетом Министров, равно как и порядок создания, функционирования. Слишком широкий круг ключевых вопросов по деятельности государственного учреждения отдан на усмотрение Кабинета Министров».Модель создания государственного учреждения,  по мнению Алины Корецкой, взята с примера Франции, где существует государственное агентство Safer, которое также имеет преимущественное право покупки земли, причем лицо, которое хочет продать землю, должно уведомить агентство, после чего последнее принимает решение, использовать преимущественное право или нет. В случае, если агентство выкупает землю, оно в течение 5 последующих лет может искать покупателя, при этом сдавая эту землю в аренду либо вовсе ее консервируя. Суть существования такого агентства в том, что никто напрямую не может продать землю сельскохозяйственного значения, только посредством агентства, которое и контролирует правомерность оборота земель сельскохозяйственного назначения. «Особенность украинской модели в том, что у нас создается государственное специализированное учреждение по управлению землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности. Мировая практика идет путем предоставления таким учреждениям полномочий регулировать рынок всех земель сельскохозяйственного значения, не только государственной собственности», - убеждена госпожа Корецкая.«Мировой опыт показывает, что эффективное государственное регулирование рынка сельскохозяйственных земель может успешно осуществляться на основе специализированного учреждения, которому государство делегирует функции регулятора рынка и распорядителя государственных земель», - комментирует Денис Бугай и приводит примеры таких учреждений: Bodenverwertungs- und -verwaltungs GmbH (BVVG) в ФРГ, Société d'aménagement foncier et d'établissement rural (SAFER) во Франции, Magyar Nemzeti Vagyonkezel



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK