Олег Назаренко

Олег Назаренко

- Добрый день, уважаемые читатели, а теперь – еще и зрители сайта Dengi.ua. Я приветствую вас на сегодняшней онлайн-конференции, которая посвящена рынку автомобилей, ценам, перспективам и его тенденциям. Сегодня нашим гостем выступает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, человек который знает про иномарки все – Олег Назаренко. Здравствуйте.

 

 

 

 

 

 - Здравствуйте.

- И, собственно, первый вопрос. В прошлом году украинцы потратили на автомобили 2,8 млрд. евро. Еще пару лет назад эта цифра была почти в три раза больше. Хотелось бы услышать от вас прогноз на этот год: сколько будет автомобилей продано?

- В прошлом году мы получили хоть и небольшой, буквально минимальный – 0,16%, но все-таки рост. Главное – что по большому счету получилось, что мы прошли дно падения продаж рынка, и теперь будет только увеличение. То есть, я прогнозирую, что в этом году рост рынка составит примерно 20-25%, и мы достигнем отметки – в этом году будет продано новых 200 тыс. автомобилей.

- Нашим читателям и зрителям я напомню, что в прошлом году было продано 162 тысячи автомобилей. Правильно?

- 162 514.

- Статистика показывает, что с начала года автопродажи достаточно резво стартовали – рост в январе составил 50%. Хотелось бы узнать, с чем связан такой всплеск в начале года? Обычно ведь продажи оживают только к весне.

- Если вы помните, январь-февраль прошлого года Киев был практически парализован погодными условиями и доблестной работой нашего мэра, поэтому люди, естественно, решали – зачем покупать вообще автомобиль, если на нем нельзя ездить. Те, у кого были машины – на них не ездили.

Январь этого года был не показал сверхпродаж. Просто прошлогодний январь был полностью провальный.

 

 

 

 

- Вы упомянули о прогнозируемом росте авторынка на этот год – 20%. Хотелось бы узнать, на ваш взгляд, связан ли будет этот рост только с общим восстановлением экономики, либо же еще и с увеличением доли автокредитов?

- Здесь следует говорить о комплексе факторов, первый из которых – это надежда на то, что наконец-то заработает система trade-in, позволяющая сдать в автосалон поддержанный автомобиль и, доплатив, получить новый. После 27 июня прошлого года работа по этой схеме была парализована. Надеюсь, что со вступлением в силу Налогового кодекса она начнет работать на полную мощь, обеспечивая «круговорот автомобилей в природе».

И второй фактор – это, естественно, кредитование. Я не хочу обижать наши банки ни в коем случае, потому что они рискуют. Люди, понятно, что не верят гривне, и банкиры не верят. Но те ставки которые сегодня предлагают по гривневым кредитам – они очень большие. Кредит под 20-24% годовых я бы рискнул взято только занимая продажей оружия или наркотиков.

Нам удалось отбить атаки Нацбанка и с Нового года снова заработало валютное кредитование. Для людей уверенных в завтрашнем дне лучше брать займы в валюте. Падение ставок по депозитам в долларе и евро до 5-7% означает, что банки могут начать выдавать кредиты под 9% годовых. Это уже божеские, нормальные ставки, приближающие нас немножко к Европе.
И плюс ко всему в Украине кредитованием начинают заниматься и сами европейские автомобильные корпорации. Сегодня у нас уже работают Renault Finance, Nissan Finance, тот же Citroen Financial Services, которые предлагают под символические проценты кредиты. Правда – только на некоторые модели, но тем не менее.

Кредитование и trade-in и должны в совокупности дать 20-25% рост рынка. Но, буду откровенен, у меня есть опасения насчет Налогового кодекса. Боюсь, что по определенной части украинцев, а именно – среднему классу, он ударит. А это – именно те люди, единоналожники, которые и являются нашими основными покупателями. И естественно, если они будут беднеть, то будут падать и продажи автомобилей, к сожалению.

 

 

 

 

- До кризиса в некоторых автомобильных сегментах доля кредитов доходила до 70-80%. Сейчас она составляет порядка 11%. Как вы думаете, к концу года сколько будет за счет кредитных средств продаваться автомобилей?

- Разумно будет, если будет продаваться около 20-25%. Понимаете, я не сторонник того, чтобы прямо сейчас вернулась ситуация, когда 70-80% автопродаж обеспечивали кредиты. Это было абсолютно неправильно.

В Европе и Америке люди привыкли жить в кредит. Они знают, что они берут в долг, как и сколько они сумеют отдать, погасив займ. У нас же был психоз. «Покоління джинс – все і відразу». Да не может быть «все і відразу», нужно поработать – и прикинуть, когда ты сможешь купить себе квартиру, когда ты можешь купить себе машину. А у нас получалось, что человек, который моет посуду в «Макдоналдсе», брал где-то фальшивую справку, что он зарабатывает пять тысяч долларов в месяц и покупал себе машину абсолютно не по чину. Он при своих доходах мог бы ездить на «Славуте», а он бежал и покупал Toyota. Банки на это тоже закрывали глаза, потому что им нужно было хорошо продастся западным инвесторам, а для этого надо было набить кредитный портфель. А потом грянул кризис…

Я считаю, что люди в Украине сильно обожглись на кредитах. Кредитование будет возвращаться, но это будет постепенно. И я не хочу, чтобы люди безответственно хватали машины и кредиты.

 

 

 

 

- Годы кредитного бума смогли удовлетворить потребности украинцев в машинах. Сколько еще рынок может потребить авто?

- Ну, мы по обеспечению автомобилей в мире я не помню, к сожалению, цифры, находимся, не в первых рядах - ниже даже Российской Федерации, не говоря уже о Европе. До насыщения нам еще далеко. Кроме того, нечего скрывать, что у нас очень большая часть автомобилей находится в плачевном состоянии и требуют замены. Поэтому обновление автопарка у нас будет, я думаю, особенно когда мы отменим государственный техосмотр. Люди будут ответственней относиться к тому на чем ездят..

 

 

 

 

- Ваша Ассоциация лоббирует отмену обязательного техосмотра?

- Естественно, мы подали наши предложения. Естественно, не все они принимаются, но, например, наше предложение о том, что автомобиль до трех лет вообще не подлежит никакому осмотру, было принято.

Мы также предлагаем вернуть как в Советском Союзе техпаспорт – аналог немецкого большого брифа. Тогда человек, который покупает подержанный автомобиль, может сразу увидеть, как автомобиль был ввезен сюда, как он был растаможен, насколько он регулярно проходил обслуживание, кто были его хозяева предыдущие.

Однако предлагаются и другие нововведения против которых мы выступаем категорически против. Потому что милиция сейчас предлагает например установить на каждом СТО веб-камеру по которой работник ГАИ может наблюдать за проведением техосмотра. Все это должно сниматься на видео и храниться, задумайтесь: два с половиной года! Вот зачем 2,5 года? Самый большой срок техосмотра – два года регулярность, а зачем 2,5 года хранить? И никто не может объяснить, почему. А я могу: знаете на сколько подорожает такой техосмотр?

 

 

 

 

- И как долго могут продолжаться эти прения между вами и работниками ГАИ?

- По поручению президента это может затянуться максимум до конца года. Я понимаю, что на этот год уже заказаны талончики, государство заплатило за них деньги и обязано их за наш счет вернут, поэтому никто в течение этого года техосмотр нам не отдаст. Но с 2012 года, я думаю, что техосмотр будет отменен. Тем более не мы одни к этому идем. Казахстан уже отменил техсомотр, Россия - отменила, в Европе эта процедура вообще давно проводится частными компаниями. И я надеюсь, что и мы тоже к этому придем в следующем году.

- Скажите когда умрет ВАЗовская классика? Наличие спроса на эти автомобили – это что: нежелание украинцев пересесть на хорошие автомобили или дороговизна хороших?

- Пока не улучшится экономическая ситуация в Украине, ВАЗ будет занимать первое место по продажам. ВАЗ привлекает своей дешевизной и возможность отремонтировать его любом гараже. А менталитет у наших сограждан таков, что люди до сих пор ездить на СТО. Особенно – люди, которые живут в сельской местности: куда-то в город ехать… я лучше у себя или к Васе обращусь - он коленный вал поменяет.

 

 

 

 

- Еще один вопрос касающийся ментальности украинцев: мы любим большие седаны и внедорожники – особенно в кредит. Кредиты уже не такие доступные, бензин дорожает. Эти два фактора заставят украинцев изменить свое пренебрежительно отношение к малолитражкам?

- А оно уже меняется. Дело в том, что с каждым подорожанием бензина все больше и больше украинцев предпочитают пересаживаться на экономичные и недорогие автомобили. Вот тут мы как раз идем, а точнее едем в Европу. Потому что в Париже вы не увидите на улице джип. Там, правда, и дороги получше, но дело не в этом. На Западе за счет машин самоутверждаются единицы.

Однако чем дороже будет становиться бензин, тем больше украинцы будут смотреть на маленькие и экономные автомобили. А топливо будет дорожать и не только по причине роста мировых цен на нефть.

Вот мы сейчас зарегистрировались как заинтересованная сторона для участия в антидемпинговом расследовании против импортного топлива (которое инициировали украинские нефтепереработчики – прим. «Деньги»). Мы категорически против возведения любых барьеров. Это неразумное решение просто приведет к дефициту качественного топлива на украинском рынке.

Когда заходит речь о защите отечественного автопроизводителя я всегда прошу: а вы назовите мне, кому производителя отечественного внедорожников, SUV-ов, семейных автомобилей, микроавтобусов, спортивных автомобилей, автомобилей luxury-класса? А нету таких автомобилей.

То же самое – с топливом. Вы хотите запретить импортное топливо? Назовите мне наш отечественный завод, который вырабатывает топливо стандарта экологического Евро-5, например. Какой толк покупать качественный товар, в нашем случае автомобили, при невозможности его качественно обслуживать, заливая нормальное топливо?

 

 

 

 

- А вы не пробовали добиваться освобождения от пошлин сверхэкономных малолитражек и электромобилей, тем самым стимулируя их удешевление и рост спроса на них?

- У нас есть эти законопроекты - они были готовы еще осенью. Мы разработали законопроект снижающий пошлин на гибриды, что, понятно, способствовало бы ввозу именно таких автомобилей. Но честно вам скажу: мы попробовали подать, но нам очень «большие люди» просто посоветовали: «не буди лихо – не время сейчас». Сегодня чиновники заняты наполнением бюджета любыми способами. И если бюджет потеряет каких-нибудь 100 долларов с какого-нибудь гибридного автомобиля, это сразу будет неверно истрактовано: мол тут стране плохо, пенсионерам на пенсии не хватает, а импортеры хотят уйти от налогообложения. Поэтому мы пока остановили проталкивание этого законопроекта до стабилизации ситуации в стране.

- Как обычно, популизм победил экологию и здравый смысл. Продолжая тему топлива: долгое время импортеры не везли в Украину дизельные машины, которые тоже, кстати, достаточно экономны, мотивируя отсутствием качественного топлива для них. Возможное прекращение поставок импортного топливо может вообще убить этот сегмент дизельных автомобилей?

- Я даже не допускаю мысли, что мы проиграем и пошлины будут введены. Импорт топлива в Украину продолжится, наши НПЗ будут вынуждены подтягивать свое качество, иначе рискуя оказаться вовсе без потребителей. Поэтому я настроен позитивно: в Украину будут завозиться у нас и дизеля, и хорошие автомобили.

 

 

 

 

- Долгое время ваша Ассоциация вела борьбу с серыми дилерами. Однако самый сильный и серьезный удар по ним нанес все-таки экономический кризис. Хотелось бы узнать, как сегодня поживают серые импортеры?

- Ну, не нужно из меня делать пугало и страшилкой для «серых» дилеров. «Серые» дилеры существуют во всех странах мира. Например, я немец, и хочу новую модель Ferrari. Но она будет презентована сначала в Италии и начнет продаваться сначала в Италии, а потом только привезут в Германию. Серый дилер едет в соседнюю страну и пригоняет мне эту машину в Германию. За это я и плачу ему, понимая, что «понты» - это и есть «понты».

У нас же серый дилер – это олицетворение беззакония и коррупции в налоговой и таможенной сфере. Ну не может «неофициал» априори завезти автомобиль дешевле, чем официальный продавец. Потому что легальный импортер берет машину на заводе по скидочной цене, а серый дилер покупает у немецкого дилера, который уже заложил в нее все налоги и свою маржу. Вот и приходится «серому» дилеру занижать таможенную стоимость – это так называемый «ломанный инвойс», чтобы завезти автомобиль дешевле. Как только начинает работать правоохранительная система, контролирующие органы и Тмаожня – все, «серый» дилер умирает моментально.

 

 

 

 

- Ваш прогноз относительно цен на иномарки в этом году? Некоторые дилеры говорят о том, что они ожидают от 1,5 до 5% роста цен.

- Стабильность цен может быть достигнута за счет лояльности заводов к украинским ипортерам. Прошлогодний пример: когда Toyota пошла на серьезное снижение цены на свою суперпопулярную модель Toyota Prada, продавая её дешевле чем у «серых» дилеров.

Но в целом сохраниться тенденция к подорожанию. Это абсолютно нормально и у нее есть две причины. Первая – с каждым годом стандарты и требования к экологичности Европейских машин растут. Это вынуждает производителей устанавливать дополнительные системы, которые влияют на удорожание авто.

Второй пункт – это возрастающие требования к безопасности. Специально выпускать консервную банку без систем безопасности для украинского потребителя в Европе никто не собирается. Поэтому это еще один момент увеличивающий стоимость авто.

- Какие бы два-три совета вы могли бы дать людям, которые все-таки наметили смену или, наоборот, покупку автомобиля в этом году?

- Во-первых, при покупке быть осторожным и внимательным. На днях ко мне поступила информация, что сегодня правоохранительные органы совместно с налоговыми начинают активную проверку завезенных и проданных в Украине автомобилей, порой требуя от покупателей уплатить сумму, которая была неуплачена старым владельцем или продавцом при растаможке автомобиля. Я не могу дать сейчас юридическое заключение законности действий правоохранительных органов, но факты такие уже известны.

Не хочу рекламировать официальных дилеров или устраивать контрпропаганду покупок «серых» или б/уц автомобилей, просто призываю внимательно отнестись к юридической стороне оформления авто, уточняя у продавца по возможности как можно больше деталей.

- Спасибо Олег Юрьевич. Нашим читателям и зрителям напомню: у нас сегодня в гостях был генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По его словам, в этом году украинский авторынок ожидает рост в 20-25%, однако украинцам все-таки придется более пристально присматриваться к малолитражным автомобилям в связи с ростом цен на топливо. Спасибо и всего доброго.

По материалам //



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK