С началом кризиса на рынке труда резко возрос спрос на кризис-менеджеров. "Многие "топы", прекрасно управлявшие бизнесом при стабильно развивающемся рынке, не способны отказаться от шаблонного мышления, быть жесткими, сохранять активную жизненную позицию в ситуации окружающей паники, быть предприимчивыми и гибкими", -- поясняет директор консалтинговой компании Archers Анна Бобель.
"Деньги" обратились в несколько компаний, в которых после начала кризиса произошли кадровые перестановки в топ-менеджменте. Однако все они почему-то наотрез отказались от комментариев по данному вопросу… Их можно понять, ведь выносить кризисный сор из избы и привлекать внимание к внутренним проблемам мало кому интересно. Напротив, даже находясь в плачевном положении, владельцы и руководители, которые еще хотят увидеть свою компанию на плаву, предпочитают сохранять хорошую мину даже при плохой игре.
Единственные, кто сообщает (неохотно, но вынужденно) о введении кризис-менеджмента, -- это банки. Но вдаваться в детали, зачем да почему выбран именно тот, а не иной кризис-менеджер, не жаждут и они.
Коней на переправе не меняют?
Меняют. В украинском представительстве крупной международной IT-компании неожиданные кадровые перестановки произошли через месяц после начала кризиса. Ранее представительством рулил известный, если не сказать одиозный наемный топ-менеджер, которого задорого перекупили из другой крупной компании. Проработавший на новом месте около года "топ" был то ли повышен, то ли понижен, но в любом случае перемещен на иную позицию, однако ныне уже и ее он не занимает.
Управлять представительством назначили менеджера, который уже много лет трудился на благо компании, однако в среднем звене. Как стало известно "Деньгам", основными причинами смещения дорогого управленца были слишком высокие затраты на него, а также "недостаточная интегрированность" бывшего управляющего. Дескать, менеджер, знающий бизнес изнутри, может более адекватно руководить компанией в сложные времена. Пока что уволенный "по соглашению сторон" руководитель постоянного места работы не имеет.
"Если компания еще не достигла дна, можно провести оценку топ-менеджмента и найти человека "внутри", который по своим компетенциям подойдет на такую должность", -- полагает специалист по маркетингу рекрутинговой компании Brain Source International Артем Луцкий. Он объясняет, что "внутренний" специалист более детально знает все процессы и процедуры компании и сможет подробнее провести анализ ее деятельности с учетом "темных" зон, которые человеку извне невидны.
Кризис даже для менеджеров -- кризис
Для того чтобы получить повышение и стать кризис-менеджером, нужно не так уж и много -- проявить себя как классный специалист и как управленец с твердой рукой. Однако получить удобное кресло руководителя в кризис не так здорово, как кажется.
Директор по развитию строительной компании Дмитрий Адриенко получил неожиданное повышение год назад. Ему было поручено рулить тонущим кораблем в кризисный шторм: сократить расходы, увеличить прибыль, привлечь инвесторов и отразить все нападки со стороны уже существующих клиентов, ожидающих сдачи объектов. Первым делом герой истории вынужден был объявить о сокращении зарплат иоб увольнениях. Естественно, он тут же растерял приятельские отношения в коллективе. Повысить прибыль оказалось делом вообще нереальным, а от переговоров с недовольными клиентами Дима заработал себе бессонницу. К тому же на каждом собрании акционеров он получает нагоняй за то, что не справляется с поставленными задачами, и постоянно выслушивает угрозы, что его уволят, если ситуация в ближайшее время кардинально не улучшится.
Выпавшие испытания Дмитрий воспринимает как профессиональный вызов и не намерен сдаваться -- он штудирует литературу по кризис-менеджменту, посещает тренинги, прямо смотрит в глаза коллегам, которые из приятелей в одночасье превратились в его заклятых врагов.
Поэтому прежде чем принять предложение и стать тем менеджером, который должен вывести компанию из кризиса, необходимо уяснить, что на такой позиции придется нелегко. Помимо сложных задач, решение которых придется находить, понадобится еще и умение абстрагироваться от общественного мнения и жестко отстаивать свою позицию. А это требует особенного склада характера.
Чип и Дейл спешат на помощь
"Если подходящего кандидата в компании нет либо нужно принимать радикальные меры, то тогда подойдет только внешний кандидат. Плюсы такого кандидата в свежем взгляде и новых идеях, которые могут быть жизненно необходимы компании", -- уверяют в Brain Source International.
В таком случае предпочтение будет отдано профессиональному кризис-менеджеру. "Тут нужно делать ставку на лучших людей, знающих и способных привлечь стратегического инвестора, сильную команду руководителей ключевых подразделений и так далее, поэтому специалисты по антикризисному управлению -- это дорогие топ-менеджеры", -- говорит Анна Бобель.
Большинству владельцев бизнесов такие спецы просто не по карману. Однако это не означает, что компании не будут искать кризис-менеджеров. Хорошим соотношением "цена -- качество" для них может быть менеджер, имеющий опыт работы в команде под руководством профессионального антикризисного управляющего.
И все же стать кризис-менеджером непросто. "Успешные кризис-менеджеры должны иметь экономическое образование, бизнес-образование, иметь опыт и очень тонко разбираться в вопросах макроэкономического анализа, экономической безопасности, риск-менеджменте и бизнес-прогнозах", -- говорят в Archers.
Существуют специальные тренинги по кризис-менеджменту. Их стоимость варьируется в пределах 1,5--10 тыс. грн. Там учат не только управлению бизнесом во время кризиса, но и стрессоустойчивости, тайм-менеджменту и всему, что только придет в голову конкретному тренеру.
Сколько платят в кризис
Приглашенные звезды обычно работают за оклад и "процент от прибыли" (как правило, некий бонус, исчисляемый в зависимости от финансовых результатов компании), реже -- за одну зарплату.
Если есть образование, опыт и хорошая репутация, можно рассчитывать на приличные доходы. "Самый распространенный способ формирования гонорара кризис-менеджеров: оклад и процент от будущей прибыли компании, который обычно привязан к этапам работы и к итоговому результату работы. Бонус по результатам работы может составлять 50--100% оклада. Доход кризис-менеджера зависит от размера компании и масштаба поставленных задач. Средние цифры по рынку составляют $100--$120 тыс. (в год. -- Ред.)", -- рассказывает Анна Бобель.
Но нередко бывает, что как только беда минует, работодатель начинает искать путь, как минимизировать свои затраты на "спасательный круг". В итоге кризис-менеджер недополучает причитающееся, и начинаются споры и судебные тяжбы… Чтобы застраховаться от подобных проблем, стоит очень тщательно подойти к составлению контракта, который подписывается перед началом работы.
Когда уже все
Если компания все-таки банкротится, наступает время арбитражных управляющих, которые тоже называют себя кризис-менеджерами. Это частные предприниматели, которые представляют на предприятии интересы кредиторов.
Арбитражные управляющие -- специалисты, имеющие соответствующие образование (юридическое или экономическое) и лицензию на проведение процедуры банкротства. Чтобы ее получить, они должны пройти подготовку в соответствии с требованиями Закона Украины "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
Если есть соответствующее образование, стоит всерьез задуматься о такой работе, поскольку процедур банкротства скоро будет много как никогда. "С 2000 года, когда вступила в силу новая редакция закона о банкротстве, как такового восстановления платежеспособности практически не наблюдалось. На пальцах можно было пересчитать предприятия в Украине, в отношении которых было возбуждено дело о банкротстве и которые, будучи в кризисной ситуации, восстановили свою платежеспособность", -- рассказывает президент Союза кризис-менеджеров Украины Павел Михайлиди.
"В новых экономических условиях немало предприятий пользуются нормами Закона "О восстановлении платежеспособности должника…", -- говорит г-н Михайлиди. В соответствии с этим законом, после возбуждения дела о банкротстве предприятие-должник может продолжать предпринимательскую деятельность, но на удовлетворение требований кредиторов вводится мораторий, прекращается начисление штрафов, пени и других финансовых санкций. "Обычно должно пройти немало времени, чтобы реструктуризация была проведена, -- поясняет г-н Михайлиди. -- К сожалению, преобладает количество ликвидированных предприятий, а не тех, которые смогли прозрачно и в соответствии с договоренностями с кредиторами восстановить свою платежеспособность".
Однако для кризис-менеджера (арбитражного управляющего) перспективы могут весьма радужными. Г-н Михайлиди рассказал, что в 2001--2004 годах было немало управляющих, которые либо оставались работать на оздоровленном предприятии, либо уходили на руководящие посты в те финансово-промышленные группы, которые участвовали в оздоровлении компаний. "В последнее время, до кризиса, процедур банкротства было мало. Новая волна неплатежей не сильно отразилась на количестве дел о банкротстве, видимо, пока идут процессы вывода активов. А рынка кризис-менеджеров в Украине нет!" -- утверждает Павел Михайлиди. Значит, для желающих заняться этим видом деятельности есть неплохие перспективы.
ИТОГО: Кризис-менеджеры могут рассчитывать на весьма неплохие "гонорары" -- от $100 тыс. в год. Но стать такими спецами имеют шансы только управленцы с "твердой рукой".
Где еще почитать
О кризис-менеджерах:
http://www.rabotaplus.com.ua/profs/202/145.html -- кто такой кризис-менджер
http://www.training.com.ua/commentact/0/new/2547.html -- тренинги по кризис-менеджменту
Какие зарплаты и новые вакансии принесет осень ( 10.09.2009)
Зарплаты уменьшились на 11,2% за прошедший квартал ( 16.07.2009)
Проходим антикризисный тренинг ( №50(116) 11.12.2008)
Какие профессии будут востребованы после кризиса? (Журнал "Деньги" №47(113) 20.11.2008)


