По мнению менеджера по корпоративным коммуникациям, обучению и развитию персонала рекламного холдинга ADV Дарины Бурак, каждодневное общение с коллегами -- это самое сложное в любой работе. "Мой личный рецепт: дружба с сотрудниками против дистанции в пропорции 70% к 30%", -- делится она.
Менеджер по подбору и развитию персонала группы "ВВН Украина" Анна Улитич говорит, что, проводя на работе большую часть дня, человек формирует свой круг общения и завязывает отношения, которые иногда перерастают из сотрудничества в дружбу. "Но это уже внутренний выбор каждого", -- уточняет она. И признается, что сама предпочитает придерживаться дистанционного общения с коллегами.
Возможно, идеальный сценарий -- когда среди сотрудников компании выстраиваются истинно дружеские отношения. Тогда человеку хочется идти на работу, он "растет" вместе со своими друзьями… "Но офисная дружба может привести к нарушению трудовой дисциплины, особенно когда сотрудники все больше концентрируются на межличностных отношениях, а не на рабочем процессе", -- предостерегает психолог Светлана Ройз.
Дружба -- дружбой…
Анна Улитич сравнивает дружбу между коллегами с обоюдоострым оружием, которое может быть использовано как в продвижении карьерных интересов, так и наоборот.
Пресс-секретарь администрации банка "БИГ Энергия" Виктория Рудешко называет плюсы дружбы с коллегами. Это ежедневное общение и психологический комфорт на работе. И, что немаловажно, минимум бюрократии, простота и скорость решения вопросов. "Когда отношения в коллективе сложились дружеские, сотрудники уверены в себе и окружающих. А чувство уверенности и спокойствия -- большой помощник в самореализации и продвижении по карьерной лестнице", -- считает Виктория.
Дарина Бурак также полагает, что дружба полезна в рабочих взаимоотношениях. Дескать, друга проще убедить в своей правоте, он всегда "войдет в положение".
К примеру, коллега-друг может сообщить об открывшейся вакансии в другом отделе, достанет нужную информацию, подскажет ценную идею, поможет обойти формальную процедуру, "прикроет" в нужный момент, предупредит о грядущих переменах…
Правда, другу трудно отказать в помощи. В результате сотрудник "по дружбе" помогает своему товарищу, а свою работу доделывает "в свободное от работы время".
Как признается бренд-менеджер Марина, ее дружеские отношения и посвященность в секреты сослуживцев иногда становятся основанием для "дружеских манипуляций". "Когда моего коллегу посылают в неудобную командировку, он часто просит заменить его, выдвигая мне при этом аргументы -- "ты же знаешь о моих семейных обстоятельствах" или что-то в этом же духе…", -- жалуется она. Так что в отношениях с коллегами-друзьями важно не дать сесть себе на голову.
Среди возможных минусов г-жа Рудешко выделяет также сложности, связанные с применением санкций к коллеге-другу (например, сложнее жаловаться начальству на невыполнение другом служебных обязанностей. -- Авт.). А также напоминает о проблемах с адекватной оценкой способностей и результатов работы сотрудника-товарища (особенно если тот подчиненный), который ожидает более лояльного отношения к своим недостаткам.
Служба -- службой
Как утверждает консультант компании Total HR Consulting Татьяна Глуховская, для поддержания общего уровня психологического комфорта на работе необходима дистанция. Светлана Ройз подчеркивает, что каждый человек нуждается в своей личной территории -- в физической и психологической дистанции. Это "домик", который нужен человеку для ощущения чувства безопасности, спокойствия, реализации. "У всех своя неприкосновенная территория. Одному нужно свое рабочее место, свой стул, свой компьютер. Другому -- психологическая дистанция. А третий нехотя пойдет на физический контакт (рукопожатие, дружеские объятия)", -- приводит примеры офисного дистанцирования психолог.
Руководитель отдела персонала "Завода сантехнических заготовок" Людмила Ручкина дружбу на работе считает лишней. Положительное влияние дистанции, на ее взгляд, проявляется, прежде всего, в том, что сотрудник, избравший данную тактику, имеет полное право придерживаться нейтральной позиции при любых конфликтах между членами коллектива. Дистанцировавшись от сослуживцев и начальства проще давать справедливую оценку коллегам и отражать их возможные попытки манипулирования.
В то же время, по мнению г-жи Ручкиной, подчеркивать дистанцию в отношениях с коллегами особо не стоит -- это может сослужить плохую службу. Сотрудник рискует заработать репутацию того самого человечка, который постоянно одевается во все коричневое и портит всем жизнь.
Виктория Рудешко уточняет, что многое зависит и от корпоративной культуры внутри компании. "Если в ней принято демократичное общение, то дистанцирование от коллег сделает человека "белой вороной" и вряд ли поспособствует карьерному росту", -- аргументирует она.
И еще о дистанции. Некоторые сотрудники, придя на службу, начинают рассказывать во всеуслышание обо всем, что их волнует. Создается впечатление, что такие люди свои мысли не сортируют. Это явное неумение четко делить деловые и дружеские отношения. В разговорах с коллегами руководитель информационного департамента рекрутинговой компании Dopomoga Татьяна Игнатенко рекомендует не углубляться в перипетии своей личной жизни и не жаловаться на свое здоровье. Она рассказывает историю знакомой, менеджера по продаже рекламных площадей, любившей живописать свою болезненность "на людях". "Это сильно раздражало ее коллег, и они буквально умоляли директора уволить женщину, -- вспоминает она. -- Не удивительно, что после доверительной беседы с сотрудницей о состоянии ее здоровья руководитель и сам пришел к выводу, что такой сотрудник не сможет принести прибыль компании, и попросил ее написать заявление об уходе".
"Чтобы не нажить себе врагов, в офисе следует придерживаться золотого английского правила: не говорить с коллегами о политике, сексе и религии", -- резюмирует г-жа Глуховская.
Начальник -- друг?
У боссов также есть свои "товарищеские табу". По словам менеджера по маркетингу и развитию компании "МТО Бюро Веритас" Ашота Арутюняна, дружеские отношения с кем-то из подчиненных могут настроить против руководителя остальных членов команды и спровоцировать конфликт. Кроме того, дружба с подчиненными может быть чревата тем, что большую часть работы шефу придется выполнять самому.
Г-жа Игнатенко уверена: каждый менеджер среднего и высшего звеньев формирует собственный стиль общения с подчиненными. Авторитарный начальник вряд ли станет с ними дружить, но и демократичный руководитель тоже не обязан делать это. "Если же люди близки по духу, помешать установить им дружеские отношения не сможет ни должность, ни корпоративная политика компании", -- уточняет она.
Многие шефы хотят, чтобы их считали "своими в доску", но вместе с тем уважали и беспрекословно слушались. К сожалению, так не получается почти никогда. Подобная позиция чаще приводит к панибратству, нежели к результативной работе. Более того, отношения с боссом "на равных" люди зависимые подсознательно воспринимают как слабость, неуверенность, даже как неумение руководить.
Однако большая дистанция с подчиненным чревата для начальника "неожиданностями". Шефа может застать врасплох внезапное увольнение сотрудника, декретный отпуск, отказ ведущего специалиста от участия в серьезном проекте. "Не зная, чем живет подчиненный, трудно предложить ему такие карьерные возможности, которые его действительно заинтересуют", -- добавляет г-н Арутюнян.
С руководителем, который практикует исключительно формальный подход в общении, сотрудникам работается некомфортно. "Поэтому при первом же удобном случае многие стремятся распрощаться с таким начальником", -- уточняет Анна Улитич.
Ежели взглянуть на приятельские отношения с начальником глазами подчиненного, то, по мнению маркетолога компании "Ин-Тайм" Анастасии Сосновской, дружба (или ее имитация) с "правильными" людьми способна принести дивиденды в виде премий, высоких окладов, бонусов и регалий. Анна Улитич говорит, что ей неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией "дружеского продвижения". "Результаты были разные: от резко негативных до выдающихся", -- вспоминает она. Например, на одном из ее предыдущих мест работы продвижение получали исключительно те, кто умел дружить с "серым кардиналом" компании. Итог был плачевен для фирмы, но продуктивен для сотрудников, получивших повышение в должности.
Ашот Арутюнян выступает категорически против того, чтобы смешивать личные и производственные отношения. Он считает, что дружба ради карьеры -- "тяжелая работа". Как отмечает Светлана Ройз, в таких отношениях как "дружба" присутствует минимум логики, поэтому дружить рационально все равно не получится. "Человек не может играть роль 24 часа в сутки. Если эта роль не органична для него -- он "проколется" в самый неподходящий момент", -- предупреждает она.
О дружбе и не дружбе
Владелица и директор небольшой турфирмы Ольга Левчук с недавних пор зареклась работать с друзьями. Случилось этого после того, как она из лучших побуждений предложила должность своей школьной подруге Ирине. "Первую неделю все шло нормально -- подруга спокойно вливалась в коллектив, -- вспоминает Ольга. -- Однако уже со второй недели Ирина решила, что дружба дает ей дополнительные права и преимущества перед коллегами, и перестала соблюдать субординацию". Она критиковала все действия начальницы, игнорировала критику в свой адрес, стала чрезмерно обидчива и заносчива. Эта история закончилась печально для обеих -- Ирина через несколько месяцев была уволена, а Ольга лишилась подруги.
Итого:
Последствия "рабочей" дружбы могут быть разными -- от повышения в должности до вынужденного увольнения. Чтобы не попасть в зависимость от "офисных товарищей", в общении с большинством коллег все же стоит сохранять дистанцию.
Где еще почитать
о дружбе на работе:
Как молодому начальнику помириться со старожилами 10.04.2008
Как корпоративная культура влияет на карьеру и личную жизнь 22.11.2007


