Психологи утверждают, что многие наемные работники жалуются на то, что часто просыпаются в холодном поту от снов, в которых их выгоняют с работы. Безусловно, увольнение для работника -- большой стресс. Но не стоит думать, что страдает при этом только уволенный. Тот, кто берет на себя роль "карающего ангела", то есть непосредственный начальник, зачастую мучается не меньше.
Действительно, для многих руководителей уволить сотрудника смерти подобно. При этом, увольняя работника, менеджеры часто совершают множество ошибок, за которые сами же расплачиваются. "Деньги" разузнали, как правильно увольнять, чтобы не нажить себе врагов и не страдать от угрызений совести.
Краткость -- сестра плохого начальника
"Начальник просто предложил мне написать заявление "по собственному желанию", -- рассказывает Ирина, бывшая сотрудница аудиторской фирмы. -- На вопрос "почему?" он сказал только, что компания более в моих услугах не нуждается".
Психолог Алина Дубравина говорит, что такой способ увольнения порождает для начальства больше неприятностей, нежели сам нерадивый сотрудник. "Уволить без объяснений -- значит оставить недосказанность, которая усиливает разочарование человека", -- комментирует Алина. Такое поведение, как объясняет директор психологического центра "Ника" Инна Дидковская, характерно для человека, который привык к директивному, авторитарному стилю управления. Таким образом, по мнению Инны, босс пытается обезличить сотрудника, воспринимая его не как человека, а как "винтик", деталь механизма. Начальнику важно понять, что такое поведение лишь усугубляет и без того болезненную ситуацию.
"Само по себе увольнение очень неприятно и может восприниматься как унижение, -- говорит г-жа Дидковская. -- А не объяснить, почему уволили, -- значит, еще больше унизить человека, показать ему, что он никто, если даже не заслуживает объяснений о причине увольнения".
К тому же такое поведение -- явный сигнал для других сотрудников, ведь они могут решить, что отношение к ним не менее пренебрежительное. В конце концов, это может стать поводом для других работников (которые вполне устраивают руководство!) покинуть компанию. Чтобы избежать репутации "злого полицейского" и не потерять ценных сотрудников, начальник должен обязательно аргументировать увольнение любого работника. Таким образом он не оставит за собой никаких "долгов" и подозрений в субъективности -- его позиция обоснована и открыта.
Не ждали?
"Об увольнении мне сообщили одним совсем не прекрасным утром прямо на собрании. Причем сказали уходить сразу. Это было так неожиданно, у меня был настоящий шок. Я собрала вещи и ушла, все сотрудники тоже были в оцепенении", -- вспоминает юрист Анна Остапенко. И это еще одна типичная ошибка при увольнении работников. Так делать ни в коем случае нельзя! "Это создает шок и стрессовую ситуацию не только у уволенного сотрудника, -- комментирует Инна Дидковская. -- Стресс надолго поселится во всем коллективе". Сотрудники после такого инцидента теряют почву под ногами и уверенность в завтрашнем дне. "Ощущение неопределенности -- мощный источник недовольства в коллективе", -- добавляет психолог. Это как убийство в концлагере, все будут ждать -- кто следующий".
Понятное дело, в такой обстановке люди вряд ли смогут сохранить лояльность к компании. Скорее всего, ускорится текучка кадров, от чего пострадает и сам руководитель. Ведь набирать новую команду, обучать ее -- дело не из легких (см. "Деньги", N54 от 11 октября 2007 года, доступно на сайте www.dengi.ua). Да и вряд ли высшее начальство погладит за такое по голове, если речь идет, к примеру, о начальнике отдела, который таким способ избавляется от сотрудников.
А я что? Я ничего...
Порой руководители, желая облегчить момент расставания с дорогим коллегой, поручают миссию "карателя" другому человеку. "Меня просто вызвала секретарь и сообщила, что я уволен", -- рассказывает Николай Беленко, бывший сотрудник одной производственной компании. В данной ситуации, как говорит Алина Дубравина, акцент делается на том, что подчиненный не заслуживает даже личной аудиенции великого царя, то есть начальника.
"Разумеется, это сильно унижает человека. Хотя, на самом деле, причина проста. Босс боится сообщить неприятность лично", -- поясняет Алина. Отказом принимать решение и озвучивать его начальник дискредитирует себя в глазах всего коллектива именно как управленец, подчеркивает г-жа Дубравина. Потеряв авторитет среди подчиненных, он получит массу трудностей. В частности, руководителя просто перестанут уважать. А значит, управлять коллективом станет намного сложнее. И добиться положительных результатов от каждого конкретного работника будет весьма непросто. Конечно, можно "придавить бунт" очередными увольнениями, невыданными премиями и так далее. Но, опять-таки, после этого нужно будет набирать новых людей. Да и нервов придется потратить немало. Особенно если работник, уходя, устроит нешуточный скандал, что зачастую и происходит в подобных ситуациях.
Управляй и властвуй!
Некоторые руководители пользуются значительно более изощренными методами, нежели те, о которых мы рассказали выше. Эти современные Остапы Бендеры уверены, что могут обвести вокруг пальца целый коллектив. Но это не всегда так.
После нескольких серьезных просчетов одного из менеджеров директор компании Андрей решил, что работника нужно увольнять. Но поскольку боялся разрушить свой образ демократа и рубахи-парня, а также потерять поддержку коллектива, решил действовать исподтишка. Изо дня в день он вносил смуту в умы сотрудников, всячески намекая на непрофессионализм бедняги, но не говорил об этом прямо. Буквально через две недели уже весь коллектив активно осуждал "тунеядца". После того, как эффект был достигнут, босс спокойно уволил нерадивого работника "властью, данной народом".
"Использование принципа группового отвержения было очень популярно в советские времена, -- рассказывает Инна Дидковская. -- Создать в коллективе атмосферу бойкота -- вот цель начальника". Несмотря на то, что начальник воплощает свою гениальную идею в жизнь, общая атмосфера в коллективе ухудшается. Ведь это только боссу кажется, что он всех обманул. На самом деле люди прекрасно понимают, что ими манипулируют, уверяет г-жа Дидковская. Каждый сотрудник начинает осознавать, что бойкот могут объявить и ему, если того захочет шеф. По мнению психологов, таким образом босс сам наклеит на себя ярлык интригана и своими манипуляциями лишь будет раздражать коллектив.
Иногда бывает немного иначе: особо умные начальники решают склонять на свою сторону не коллектив, а "прочищать" мозги неугодному сотруднику. Например, уговаривать работника и всячески ему намекать, что ее (или его) ждет другая, высокая, миссия, скажем, воспитателя детского садика.
"Босс регулярно вызывал меня на разговор и рассказывал, что я -- урожденная актриса или писательница, в общем, кто угодно, только не бухгалтер", -- вспоминает Мария Серенко. Она рассказывает, что, в конце концов, она не выдержала этого напора и спросила его напрямую, что его не устраивает в ее работе. Оказалось, босс был недоволен тем, что Мария делала все очень медленно и неструктурированно. Она все равно уволилась, но и сейчас работает бухгалтером, а не актрисой. "Это был мой первый трудовой опыт, и начальник просто сбивал меня с толку своими советами сменить род деятельности!" -- жалуется Мария.
По мнению Инны Дидковской, такое поведение, как и в предыдущем случае, является манипуляцией, и довольно очевидной. "Любой человек ищет за странным поведением скрытые мотивы", -- говорит Алина Дубравина. Поэтому, по словам психолога, "расколоть" начальника довольно просто. А отсюда, опять же, недоверие и подозрительность, когда за любыми словами босса сотрудники будут искать скрытый смысл. "В целом манипуляции относятся к нецивилизованным методам влияния, неэтичны и поэтому заведомо проигрышны", -- считает Инна Дидковская.
Путь истинный
Психологи советуют не использовать манипулятивных стратегий при увольнении сотрудника. По их мнению, кроме волнующих эмоций от ощущения власти над умами человечества, такие пути ни к чему хорошему не ведут. При увольнении нужно действовать открыто и соблюдать несколько простых правил.
Первое правило заключается в том, чтобы открыто сообщить человеку о причине решения. Психолог Инна Дидковская советует, что такое объяснение должно быть как можно более подробным, но при этом максимально толерантным. "Нужно помочь человеку проанализировать его (или ее) ошибки, чтобы в дальнейшем все сложилось более удачно", -- говорит она.
Второе правило -- ничего личного. Нужно дать человеку понять, что эта ситуация касается только его рабочего амплуа, но ни в коем случае его, как личности. Кроме того, психолог Светлана Ройз уверена, что поскольку само увольнение вызывает у работника реакцию острого горя, начальник непременно должен выдать какую-то компенсацию бывшему работнику. Такой компенсацией может быть, к примеру, выплата выходного пособия или просто разговор, в котором руководитель выразит благодарность за то, что было сделано хорошо. Специалисты говорят, что подобная стратегия экономически более выгодна, так как позволяет сохранять контакты с работником (кто знает, а вдруг он когда-то понадобится). А также избавляет коллектив от лишней нервозности. Ведь когда босс действует прозрачно и предсказуемо, люди уверенно работают, зная, чего стоит ждать в кризисных ситуациях.
Высказывая открыто и предельно четко свою позицию, босс соглашается принять на себя ответственность за свое решение. При этом он осознает то, что отвечает за людей, которыми заведует, и предоставляет им время, чтобы найти альтернативу. "Нужно быть мягким с человеком, но твердым в своей позиции", -- резюмирует Инна Дидковская.
И, наконец, последняя заповедь "хорошего" увольнения -- не унижать. Нужно позволить человеку сохранить лицо и с достоинством уйти навстречу новым перспективам.
Главный аргумент
Правильные аргументы для увольнения подчиненного:
-- жалобы и докладные записки от сотрудников и клиентов;
-- зафиксированные опоздания на работу, прогулы;
-- аттестация, которая поможет доказать профнепригодность работника;
-- нарушение трудового договора.
Где еще почитать
о том, как правильно увольнять:
1. www.nika.net.ua
2. www.klerk.ru
3. www.smartcat.ru
4. www.hard-work.ru