Как сэкономить на налогах работая дома

Как сэкономить на налогах работая дома

Два года назад журналиста Антона Крылатова уволили с работы. По типу "сокращения нелояльных лиц" после очередной смены руководства журнала. Поначалу Антон бодро обходил издания со своим резюме и пробовался на должность штатного автора. Но все, что ему предлагали, -- роль "внештатника", да и то с испытательным сроком. Сначала невозможность найти постоянную работу очень расстроила автора, но потом, хорошо подумав, он по второму кругу обошел все издания, заключил с ними договор о внештатном сотрудничестве, набрал заказы на статьи и начал работать дома.

Постепенно сложилось так, что портфель заказов оказался у него даже толще, чем на бывшей работе. При этом Антон не зависел от кадровых перестановок своих работодателей, мог работать, когда ему хочется, и отказываться от тех статей, которые ему не интересны. "Я полностью свободен и делаю что хочу. Недавно на меня вышли несколько известных журналов и предложили работу в штате, но я отказал им -- самому работать гораздо выгодней и интересней", -- говорит новоявленный фрилансер. Правда, любой редактор объяснит, что такие авторы могут рассчитывать на подобный статус, только если они настоящие "звезды". А "звезд", увы, значительно меньше, чем "спецов", которые таковыми себя считают. :)

Кроме работы в штате компании, физлицам доступны еще как минимум два способа легального заработка. Можно зарегистрироваться частным предпринимателем и заниматься любимым делом самостоятельно (например, стать частным юристом, переводчиком или нотариусом). А можно не связываться с предпринимательством и заниматься независимой профессиональной деятельностью, оформляя на каждый заказ отдельный гражданско-правовой договор (о предоставлении услуг, выполнении работ и прочем). Например, как наш герой Антон.

Каждый из этих способов легитимен, и каждый имеет свои преимущества и недостатки. Попробуем разобраться, какой вариант и когда наиболее уместен.

Договоримся?

Вариант первый -- договорные отношения, идеален для тех, кто занимается фрилансерством время от времени. Например, для журналистов, переводчиков, модельеров, программистов, аудиторов, бухгалтеров, юристов или дизайнеров -- если заказы появляются у них периодически, а не постоянно. Преимуществом "договорных" отношений, в первую очередь, является отсутствие бумажной волокиты и необходимости уплачивать подоходный налог, если заказчиком выступает юрлицо.

Все "бумажные" вопросы в таком случае -- это кухня работодателя, о которой исполнитель может вообще не знать. "При заключении гражданско-правового соглашения работодатель (заказчик. -- Ред.) является налоговым агентом работника и самостоятельно уплачивает подоходный налог и обязательные сборы в фонды", -- отмечает юрисконсульт юридической компании "Шмаров и Партнеры" Николай Сидоренко. И, конечно же, такому физлицу придется подавать декларацию по итогам года с указанием полученного дохода (если заработать за год не по основному месту работы удалось более … грн.). Кстати, никаких налоговых вычетов в этом случае для самозанятых лиц не предусматривается.

Но даже в первом случае, когда все вопросы налогообложения ложатся на заказчика, не стоит думать, что исполнитель ничего не теряет. Поверьте, работодатель вычел из суммы гонорара все издержки, которые ему придется понести в связи с оформлением заказа на выполнение работ частному лицу, -- еще до момента подписания соглашения. :(

А издержки по работе с внештатными не-предпринимателями немалы. Работодатель обязан заплатить из суммы гонорара подоходный налог и отчислить взносы в Пенсионный фонд (в остальные социальные фонды отчисления делают только за штатных сотрудников. -- Ред.). Сумма этих отчислений зависит от размера гонорара за выполнение работ. Если он меньше прожиточного минимума (на данный момент -- 548 грн.), то в Пенсионный фонд нужно направить 0,5% стоимости выполненных работ, если больше -- 2%. Эти расходы вычитаются непосредственно из суммы гонорара, поэтому стоит четко оговаривать размер оплаты (с налогами и без), иначе есть риск получить на руки совсем не ту сумму, на которую рассчитывали.

Кроме того, на фонд заработной платы начисляется еще 33,2%, которые работодатель должен перечислить в Пенсионный фонд.

В итоге получается, что за каждые 100 грн., выплаченных наемному сотруднику, компания платит еще почти 60 грн. государству. Естественно, работодатель попытается переложить эти расходы на плечи исполнителя. Точнее: заказчик все равно держит в уме и в соответствующей графе сметы расходов брутто-сумму. А подрядчик получает совсем другие деньги. :(

Почему "высокие договаривающиеся стороны" все же идут на столь невыгодную форму оплаты? "Такая схема сотрудничества подходит тем, кто предоставляет услуги эпизодически. К примеру, если у человека есть основное место работы, а дополнительную работу он берет только иногда. Или, скажем, если женщина, находящаяся в декрете, время от времени берет какие-то заказы", -- советует адвокат юридической фирмы "Ильяшев и Партнеры" Галина Лефор.

Недостаток работы по договору состоит еще и в том, что, как правило, работодатель в тексте соглашения указывает заниженную стоимость работы, чтобы заплатить поменьше налогов (остальное в таких случаях платится "в конверте"). "Хоть на сегодняшний день это и не приветствуется налоговой, но пока для работодателя самой выгодной формой расчета с работником является "конвертная система". "Конверты" выгодны, прежде всего, тем, что позволяют без лишних объяснений оштрафовать сотрудника, не выдав, например, "черную" часть заработанного", -- предупреждает юрисконсульт Николай Сидоренко.

"Счастный" случай

Вариант второй -- регистрация частным предпринимателем, подходит тем, кто "на вольные хлеба" ушел давно и возвращаться в штат какой-либо компании не собирается. Например, юрист решил, что будет заниматься регистрацией предприятий или консалтингом самостоятельно и регулярно; или сотрудник банка решил уволиться с работы и стать, например, кредитным брокером. Оформление ЧП для спокойной работы дома в большинстве случаев самозанятому лицу и выгоднее, и удобнее. Особенно если выбрать упрощенную систему налогообложения, то есть уплату единого налога: заплатил раз в месяц фиксированную сумму и все. Красота!

Для того чтобы зарегистрироваться в качестве частного предпринимателя, необходимо обратиться в отдел государственной регистрации в райгосадминистрацию по месту жительства. Из документов понадобится лишь паспорт и справка о присвоении идентификационного номера. Регистрация длится, как правило, около трех дней, а стоит это удовольствие всего 34 грн. Дальше придется навестить "родную" налоговую инспекцию и стать на учет во всех соцфондах (Пенсионный, Соцстрах, от несчастного случая и так далее). Детальный "маршрут" подскажут непосредственно в отделе, который будет заниматься регистрацией.

Отметим, что упрощенная система налогообложения не является "обязаловкой" для ЧП. Предприниматель может рассчитываться с государством и по общей системе налогообложения, но наши симпатии все же на стороне единого налога. Посчитайте сами: частный предприниматель при общей системе налогообложения обязан вносить в госбюджет 15% подоходного налога и 33,2% чистого дохода в Пенсионный фонд (да-да, сбор "снимается" именно с дохода!). Итого: почти треть (0,485/(1 + 0,485)) заработанных денег нужно отдать государству. Максимальный же размер единого налога равен всего 200 грн.

Размер единого налога устанавливается самостоятельно горсоветом каждого населенного пункта, исходя из вида деятельности. В Киеве и вовсе существует 10 разных тарифных сеток -- отдельно для каждого района. В общем, может получиться, что, к примеру, в Дарницком районе города Киева переводчиком или юристом быть дешевле, чем в Соломенском. :)

Да и тарифные сетки по разным городам очень отличаются. В Днепропетровске почти все виды деятельности облагаются налогом по максимальной ставке -- 200 грн, а в Харькове и Одессе, напротив, введена максимальная диверсификация. Узнать ставку единого налога по конкретному виду деятельности можно, либо обратившись напрямую в налоговую инспекцию, либо отыскав соответствующее решение горсовета на официальном сайте города или сайте налоговой областного центра.

Единственный недостаток, который мы усмотрели в едином налоге, так это то, что платить его нужно независимо от простоев в работе. То есть если в текущем месяце не было заказов либо предприниматель просто решил устроить себе каникулы, он все равно должен уплатить налог.

Что выбрать?

Для того чтобы остановить свой выбор на одном из предложенных "Деньгами" вариантов, нужно определить, какой из них больше подходит к конкретной ситуации. Однозначно не стоит морочиться с оформлением предпринимательства, если работа дома -- временное явление и скоро планируется зачисление в штат или выход, к примеру, из декретного отпуска. Вряд ли кто-то побежит в налоговую с декларацией о доходах и в том случае, если частные заказы выполнялись без оформления договоров и нигде не проходят. Как показывает практика, большинство самозанятых лиц все же работают "в тени" и предпочитают вообще уклоняться от уплаты налогов. Но такой образ поведения весьма опасен -- уклонение от налогов в особо крупных размерах (от 17 тыс. грн.) может закончиться штрафом на сумму от 5100 грн. (согласно Уголовному кодексу Украины, ст. 212 "Уклонение от уплаты налогов").

И еще важно помнить, что заказчик не вправе навязывать исполнителю удобную себе форму сотрудничества. Например, требовать, чтобы исполнитель непременно зарегистрировался предпринимателем. "Каждый человек имеет право сам выбирать форму сотрудничества с работодателем", -- предупреждает адвокат Галина Лефор. Но, как правило, самому заказчику выгоднее все же сотрудничать с частными предпринимателями, чтобы не платить за них подоходный налог и сбор в Пенсионный фонд. :)

Все едино

Размер единого налога по видам деятельности в крупнейших городах Украины

Вид деятельности

Киев Львов Одесса Харьков

Днепропетровск

Бухгалтерские услуги, грн.

200

200

70

180

200

Маркетинговые услуги, грн.

200

200

60

135

200

Риелторские услуги, грн.

200

200

200

72

200

Дизайнерские услуги, грн.

150–200

200

200

110

200

Фотоуслуги, грн.

100–200

130

80

54

200

Услуги по переводу текстов, грн.

140–200

200

150

90

200

Создание программных продуктов, грн.

200

200

100

180

200

Репетиторство, грн.

200

200

40

72

200

 Автора! Автора!

Отдельно хотелось бы сказать об авторских правах, ведь для многих профессий, которые позволяют "свободное плавание" (журналисты, переводчики, программисты и прочие), эта тема очень актуальна. Кому в итоге будут принадлежать права на созданный продукт во многом зависит от того, какой вид сотрудничества выберут заказчик и исполнитель. В случае регистрации ЧП авторские права полностью закрепляются за исполнителем. А при заключении гражданско-правового соглашения все зависит от того, как этот вопрос будет записан в договоре. Как правило, заказчик старается внести пункт о том, что исполнитель полностью передает ему авторские права на созданный продукт. Внести коррективы, конечно, можно, все зависит от юридической подкованности исполнителя, но практика показывает, что такие прецеденты случаются редко. Что же касается роялти, которое автор может получать за дальнейшее использование своего произведения, то такая возможность должна быть указана в договоре. В противном случае оно оплачиваться не будет, сколько бы раз произведение ни тиражировалось, ни исполнялось и прочее. Роялти, как и прочие доходы, облагается подоходным налогом по ставке 15%. По закону "О налогообложении доходов физлиц" независимо от размера полученного дохода, роялти должно быть включено в налоговую декларацию.

Где здесь выход?

Закрытие ЧП -- процедура еще более трудоемкая и неприятная, чем его регистрация. Для начала необходимо с паспортом и свидетельством о регистрации подойти в отдел государственной регистрации своей райадминистрации (где когда-то регистрировались) и написать заявление. Но это только начало процедуры. Дело в том, что ЧП не закроют, пока не получат уведомления из налоговой и социальных фондов, в которых состоял предприниматель, о том, что он рассчитался со всеми долгами по налогам и сборам и снят с учета. Для этого каждая из вышеупомянутых инстанций должна провести проверку.

Практика показывает, что весь этот процесс сам собой не происходит и требует постоянного участия предпринимателя, вплоть до того, что нужно лично напоминать налоговому инспектору о проведении проверки. В целом же процедура занимает от двух недель до двух-трех месяцев. 

Где еще почитать

сайты ГНАУ, Госкомпредпринимательства и областных налоговых:

1. www.dkrp.gov.ua

2. www.sta.gov.ua

3. www.kyivsta.gov.ua

4. www.dpa.dn.ua

5. www.dpa.dp.ua

6. www.sta.lviv.ua

7. www.nalog.od.ua

8. www.dpa.kharkov.ua



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK