Сегодня мы являемся свидетелями стремительного, многомиллиардного взлёта дата-центров. По прогнозам экспертов, из-за бума ИИ эта отрасль менее чем за 10 лет вырастет с $386 млрд до $1 трлн. Поэтому сегодня самое время подумать, как Украина может присоединиться к глобальной экономической дата-гонке, и смогут ли дата-центры стать частью архитектуры украинской экономики во время послевоенного восстановления.
Что такое дата-центры и какие они бывают
В украинском законодательстве и отчетах Библиотеки Конгресса США центр обработки данных (ЦОД) или дата-центр определяется как технический объект, где размещены большие компьютерные системы, обеспечивающие хранение, обработку, резервное копирование и передачу данных (фото, видео, тексты, игры, музыка и т.д.).
Как отмечают компания Sunbird (специализируется на управлении инфраструктурой ЦОД) и платформа Data Center University, дата-центр состоит из следующих основных элементов:
- Серверы: аппаратное или программное обеспечение, которое поддерживает функционирование ЦОД и данные различных клиентов. Серверы обычно размещены в стойках и шкафах, расположенных в специальных помещениях, где регулируется температура и влажность.
- Оптоволоконные кабели: подключают ЦОД к внешнему миру, соединяют серверы между собой.
- Сетевое оборудование: обеспечивает хранение и обработку приложений и данных через коммутацию (передача информации между устройствами), маршрутизацию (определение лучшего пути для передачи данных), балансировку нагрузки и т.д.
- Центр управления сетью (NOC): выполняет функцию командного пункта. Персонал контролирует производительность, безопасность и доступность в режиме реального времени, а также координирует оперативные меры реагирования.
- Средства хранения данных: технологии и устройства, отвечающие за размещение и хранение всех данных и приложений ЦОД.
- Инфраструктура питания: трансформаторы, распределители, источники бесперебойного питания, резервные генераторы.
- Инфраструктура охлаждения: прежде всего системы кондиционирования компьютерных залов (CRAC), обработки воздуха (CRAH). Для энергоэффективного охлаждения часто используются природные методы и ресурсы.
- Безопасность: сигнализация, электронные замки, биометрические сканеры и т.д. Для защиты оборудования от огня имеются современные системы пожаротушения, которые автоматически выпускают инертные газы, подавляющие горение без вреда для электроники и персонала.
Хотя по архитектуре дата-центры достаточно похожи, они могут различаться по размерам и, соответственно, потреблять разное количество энергии. По этим признакам технологический гигант IBM выделяет следующие виды ЦОД:
- Микро: до 140 серверов, площадь до 465 м², потребление энергии менее 100-150 кВт.
- Малые: 500-2000 серверов, площадь от 465 до 1858 м², потребление энергии 1-5 МВт.
- Средние: 2000-5000 серверов, площадь от 1858 до 9290 м², потребление энергии 5-100 МВт.
- Гипермасштабные: не менее 5000 серверов, площадь минимум 930 м², потребление энергии более 100 МВт.
Дата-центры также различаются по назначению. В частности, IBM, консалтинговая группа MRL Consulting Group и мировой лидер в области сетевых технологий Cisco выделяют следующие типы:
- Корпоративные (локальные): принадлежат и используются только одной компанией.
- С управляемыми услугами: компания-клиент арендует оборудование и инфраструктуру, а провайдер берет на себя администрирование, мониторинг и управление.
- Колокационные: в аренду предоставляются физическое пространство (место в стойке) и базовая инфраструктура (питание, охлаждение, безопасность) для размещения оборудования компаний.
- Облачные: предоставляют вычислительные ресурсы и хранилища данных, которыми одновременно могут пользоваться миллионы клиентов через интернет.
- ИИ: разработаны для поддержки высоких вычислительных требований искусственного интеллекта.
- Пограничные: меньшие, децентрализованные объекты, расположенные ближе к конечным пользователям. Главная задача — обеспечить минимальную задержку для таких технологий, как 5G, ИИ, автономные транспортные средства и т.д.
- Модульные: готовые объекты, которые можно быстро развернуть и собрать на месте.
Стоит отметить, что существует также множество различных требований и стандартов строительства ЦОД. Среди самых известных:
ANSI/BICSI 002: разработан международной ассоциацией BICSI. Охватывает этапы от планирования до эксплуатации. Определяет, что современный ЦОД должен быть модульным, иметь автоматизированные процессы, системы мониторинга ключевых параметров и т.д. Среди требований к размещению: доступ к большому количеству воды (при необходимости), стабильный грунт, отсутствие землетрясений, безопасное расстояние от метро, аэропортов, химзаводов, военных объектов и т.д.
Стандарты Tier: созданы Uptime Institute для определения уровня доступности и производительности ЦОД. Всего существует:
- Tier I: базовая инфраструктура с минимальным резервированием, требует остановки при обслуживании, 28,8 часов простоя в год;
- Tier II: частично резервированная инфраструктура с улучшенными возможностями обслуживания, 22 часа простоя в год;
- Tier III: обслуживание без отключений с полным резервированием ключевых систем, 1,6 часа простоя в год;
- Tier IV: максимально отказоустойчивая инфраструктура с полной изоляцией резервных систем, 26,3 минуты простоя в год.
ANSI/TIA-942: выпущен Ассоциацией телекоммуникационной индустрии (TIA). Охватывает все аспекты строительства ЦОД: от инфраструктурных до вопросов безопасности. В частности, из последней редакции TIA-942-C можно выделить следующие требования:
- использование шкафов шириной не менее 800 мм в зонах размещения коммутаторов (устройства для соединения серверов и оборудования между собой);
- повышенные требования к пропускной способности соединений;
- поддержка любых совместимых оптических разъемов (элементы, соединяющие оптоволоконные кабели между собой);
- установка как минимум двух кабелей категории 6A или выше для высокопроизводительных беспроводных точек доступа.
Несмотря на наличие различных стандартов, дата-центры строятся достаточно быстро: от нескольких месяцев до двух лет.
Мировая дата-гонка
Без преувеличения можно сказать, что на дата-центрах сейчас держится весь цифровой мир. Как пишет One Union Times, соцсети Facebook, Instagram, X благодаря ЦОД управляют данными миллионов пользователей, банки осуществляют безопасные транзакции, платформы типа Netflix, YouTube распространяют контент, а правительства стран хранят данные, предоставляют госуслуги и т.д.
The New York Times отмечает, что только к концу 2025 года OpenAI, Amazon, Google, Meta и Microsoft планируют потратить более $325 млрд на строительство собственных дата-центров. Всё из-за высокой конкуренции за вычислительные мощности для работы ИИ, ведь обработка каждого запроса требует ресурсов ЦОД. В результате, как отмечает Precedence Research, в 2025 году рынок дата-центров оценили в $386,7 млрд и ожидается, что он вырастет примерно до $1 трлн к 2034 году. То есть речь идёт о стабильно бешеном спросе и инвестициях в дата-центры в течение следующего десятилетия.
Параллельно ставки повышаются из-за ограниченности ресурсов. Reuters отмечает, что в Европе сейчас серьезный дефицит пространства для установки ЦОД. А Международное энергетическое агентство подчеркивает, что 20% запланированных проектов могут быть отложены из-за проблем с подключением к сетям. Дата-центры потребляют настолько много энергии, что Business Insider прогнозирует возможные отключения электроэнергии в отдельных регионах США. В то же время S&P Global отмечает, что ЦОД с системами жидкостного охлаждения потребляют огромные объемы воды. Из-за этого пригодных локаций с достаточными ресурсами становится все меньше. Также Reuters подчеркивает, что к 2030 году бум ЦОД вызовет выбросы около 2,5 млрд тонн CO2. Все эти факторы усложняют получение разрешений на строительство дата-центров во многих странах.
Возможности и перспективы Украины
На фоне глобальной картины возникает вопрос: сможет ли Украина включиться в дата-гонку? Многие скажут, что из-за войны и неопределенного будущего существуют большие риски и вообще все это фантазии, однако ситуация не так однозначна.
Кандидат технических наук, специалист по ИИ, CEO DevRain, CTO DonorUA Александр Краковецкий отметил Dengi.ua, что в настоящее время в Украине работает всего несколько ЦОД, поскольку высокая стоимость и чрезмерная бюрократия на пути к началу эксплуатации объектов значительно сдерживают развитие отрасли.
«Современный дата-центр — это инвестиционно сложный проект с очень высоким порогом входа. Приблизительные оценки составляют около $7–12 млн за 1 МВт. То есть в Украине дата-центр на 10–20 МВт потребует сотни миллионов долларов капитала. Плюс инвесторы закладывают более высокую премию за возможные риски», — подчеркивает эксперт.
Тем не менее, Краковецкий считает, что Украина все же имеет потенциал выйти на глобальный рынок ЦОД, поскольку инвесторы активно ищут локации с дешевой энергией, прохладным климатом и большим количеством свободных площадей. По мнению эксперта, по этим параметрам Украина является достаточно привлекательной.
«Для привлечения крупных компаний нам нужно выполнить два важных условия. Первое — физическая безопасность, а второе — институциональная прозрачность: простая и предсказуемая разрешительная система, понятные правила подключения к сетям, согласованность законодательства с нормами ЕС. Также дата-центрам нужны крупные “якорные” клиенты внутри Украины», — подчеркивает Краковецкий.
Со своей стороны энергетический эксперт Михаил Пыртко отмечает Dengi.ua, что массовое развертывание дата-центров в Украине зависит от двух ключевых факторов: стабильности генерации и надежности сетевой инфраструктуры.
«После повреждений энергосистемы критически важно не только восстановить мощности, но и обеспечить резервирование и модернизацию сетей, чтобы гарантировать предсказуемое энергоснабжение. Иностранные компании нуждаются в долгосрочных гарантиях бесперебойных поставок», — отмечает Пиртко.
В то же время эксперт по энергетике Андрей Закревский также отметил Dengi.ua, что стабильность поставок энергии является критически важной для ЦОД. Поэтому «зеленая» энергетика не является лучшим вариантом, так как пики генерации и пики потребления могут не совпадать. По словам эксперта, из-за этого дата-центры активно скупают газопоршневые и газотурбинные электростанции, а также присматриваются к ядерной генерации, которая, в отличие от «зеленой», является стабильной.
«Теоретически у Украины больше шансов стать хабом ЦОД, чем у других стран Европы, благодаря большому количеству инфраструктурно обеспеченных площадок», — считает эксперт.
По его словам, прежде всего именно малые модульные реакторы (ММР) могут быть интересны для дата-центров из-за возможности иметь собственную генерацию и стабильность обслуживания. К тому же реакторы на жидких солях потребляют мало воды. Закревский отмечает, что лучше всего размещать ММР, реакторы на жидких солях и дата-центры на промышленных площадках Киева, Днепра и Запорожья, там, где есть атомные станции (например, Чернобыльская зона), а также рядом с гидроэлектростанциями.
«В частности речь идет о каскаде гидроэлектростанций. Кременчуг, Днепр и Запорожье — три города, где вполне могут стоять большие дата-центры и обслуживаться. Небольшие ЦОД могут располагаться на каскаде гидроэлектростанций на Днестре», — объясняет эксперт.
В свою очередь Михаил Пиртко отмечает, что масштабные водоемкие ЦОД лучше размещать на западе и севере страны. Он добавляет, что оптимально делать ставку на энергоэффективные и модульные дата-центры, которые можно масштабировать без чрезмерной нагрузки на сеть.
«Стоит развивать распределённую архитектуру и возможность подключения к локальной генерации — солнечной, биогазовой или газопоршневой. Это уменьшит зависимость от центральной сети и повысит надёжность», — подчеркивает Пыртко.
Как видим, Украина может ворваться в гонку за мощностями ИИ, став площадкой для активного строительства ЦОД. Причём мы можем воспользоваться слабым инвестиционным потенциалом Европы, чтобы вообще выйти в лидеры по размещению этих объектов. Понятно, что во время войны ЦОД станут лишь дополнительными целями для РФ. Однако уже сейчас государство должно позаботиться о своей привлекательности для привлечения миллиардных инвестиций в дата-центры после окончания боевых действий. Ведь это не только важные средства на восстановление, но и возможность укрепить и развить энергетику в сторону передовых решений вроде ММР. Поскольку ситуация очень динамична, стандартное промедление под лозунгом «не кстати» приведёт лишь к пополнению списка утраченных возможностей Украины.
Напомним, ранее мы писали, что глобальная ядерная промышленность может столкнуться с серьезным дефицитом урана.
Также мы уже писали, что ММР — технология ближайшего будущего, которая только начинает внедряться в мире. Для поврежденной войной энергосистемы Украины она может пригодиться, но вопросы экономической эффективности и безопасности малых модульных реакторов до сих пор остаются открытыми.


