Александр Крамаренко: От чего уходят реформаторы

Новое-старое правительство тоже уйдет, если не ликвидировать причины краха Кабмина версии 2.0.
Александр Крамаренко: От чего уходят реформаторы
kmu.gov.ua

В ближайшие дни разрешится правительственный кризис и начнет работать Кабмин версии 3.0. И я уверен, что он проживет еще меньше, чем версия 2.0, которая стартовала 2 декабря 2014 года. И вот почему.

Правительство делают лидеры министерств и ведомств. Можно создать сколь угодно чудесные законы и прессовать высших чиновников антикоррупционными публикациями, выступлениями и демонстрациями, но реализуют государственную политику, общаются с налогоплательщиками вполне конкретные персонажи. Этими персонажами управляют министры и их заместители. Роль личности в истории? Да, она есть, не сомневайтесь.

Вывод номер один: в правительстве должны работать остро мотивированные и эффективные госчиновники. С эффективными более или менее понятно: привлекают успешных людей из частного сектора, иногда удается найти кого-то среди гражданских активистов(значительно реже) или экспатов. То есть рекрутировать есть из кого.

Но скандалы с каминг-аутом Айварас Абромавичуса и Андрея Пивоварского показали: найти – это даже не полдела. Главное – чтобы они остались на своем месте, имея полномочия и достойную оплату своей работы.

Насчет полномочий – тут все карты в руки Верховной Раде. Истории, когда министр месяцами не мог продавить через аппарат премьера назначение своего заместителя – они на слуху. Истории с обратным знаком – когда министру сверху «спускали» заместителя, который, по всем признакам, собирался играть в свою не слишком прозрачную игру, - тоже на слуху. И это только малая часть рычагов, которые надо вручить министрам, чтобы рассчитывать на их эффективность и высокую отдачу.

Так что если Рада вслед за утверждением состава Кабмина 3.0(или перезапуском его же версии 2.0) примет изменения, наделяющие министров полномочиями, адекватными масштабам их ответственности – много вопросов будет снято. И эффективность правительства явно вырастет. А точнее – она появится.

И да, будут нужны сокращения. У нас заболтали пример грузинских реформ. Но мне нравится их многократное сокращение госаппарата. Потому что меньше чиновников – меньше корыстных интересов, проще контролировать госаппарат. Ну и коррупционеры, да просто лентяи не пытаются доказывать свою острую необходимость путем кошмаренья рядовых граждан и бизнеса.

А у нас пока планы Наталии Яресько и Арсения Яценюка сократить за 2015 год госаппарат на 20% вылились… в его увеличение. Слыхал о цифре +2%. Кто-то скажет точнее? Да, в общем, нет особой разницы, каков «+» - страшно то, что нет минуса.

Кроме сужения бюрократического давления на экономику, сокращение госаппарата должно было высвободить ресурсы для лучшей оплаты тем эффективным чиновникам, что остаются.  Как видим, нет таких резервов. Разве что повышением затрат на госаппарат в госбюджете-2016.

Но вернемся к высшим чиновникам. К мотивации. Знаете, успешный человек потому и успешен, что категорически не хочет выглядеть лузером. Представим себе успешного наемного топ-менеджера, который пришел в госслужбу на высокую позицию – 2014 год, волна самопожертвования, волонтерское движение. Все это круто и замечательно. Но не должно длиться дольше нескольких месяцев кряду.

Потому что самым важным топливом, на котором работают мозги эффективного руководителя, является самоуважение, уверенность в правильности своих действий, поддержка близких. Почитайте интервью успешных руководителей – там есть об этом все.

Можно попробовать заставить министра носить костюм за 100 евро и ездить в машине за 6 000 евро. Наверняка найдутся люди, которые готовы пойти на демонстрацию такого аскетизма. Но выглядеть лузером, общаясь с человеком, который официально стоит сотни миллионов или миллиарды долларов – это заранее отдать ему в такой шахматной партии пару ладей в качестве форы. Вы после этого удивляетесь роли олигархов в украинской истории?

Есть правила и обычаи, которые работают, которые ломать через колено бесперспективно. Среди них – высший госчиновник должен быть уважаем и хорошо оплачен. А что у нас? А у нас повышение оклада министра с 1 декабря 2015 года до 7636 грн(до налогообложения), а премьер-министра – до 8300 грн. И действующий с начала 2015 года запрет устанавливать надбавки к этому окладу(поправьте, если я не прав – исключения только для министров, которые имеют прямое отношение к АТО).

Неполные 300 евро зарплаты у высших чиновников – это не про возможности коррумпирования этих людей. Мы ж понимаем, что и 30 000 евро месячной зарплаты не перебьют по размерам ту возможную неправомерную выгоду, что можно извлечь, подписав один-единственный нормативный документ из числа издаваемых средней руки министерством.

Для блокирования коррупционных соблазнов прозрачность госаппарата, электронные закупки, антикоррупционные органы – куда более эффективные средства, чем банальное раздувание оплаты даже до сотен тысяч евро в месяц(это уровень оплаты солидного топ-менеджера в немаленькой европейской компании).

Но есть разумный минимум для оплаты высших чиновников – и предлагать меньше означает заведомо приглашать к реализации коррупционных схем и банально унижать(да-да!) успешного руководителя.

Лично для меня знаковыми были несколько фраз в интервью министра инфраструктуры и транспорта Андрея Пивоварского «Лиге» в декабре 2015 года, процитирую полностью, это важно: «Пришло много волонтеров, которые были готовы оставаться и работать в госструктуре, если бы было нормальное финансирование. Позвав их работать, я им постоянно говорил: скоро будет фонд, который позволит получать за работу справедливую зарплату. Прошел год: фонда нет, зарплат нет, бюджет на следующий год министерству урезали (был 23 млн грн, будет 20 млн грн). Последняя надежда на создание фонда исчезла летом. Европейцы планировали выделить 90 млн евро на зарплаты новым чиновникам, но в какой-то момент решили эти деньги направить на децентрализацию».

90 миллионов евро, Карл! – как это все еще модно говорить. Это, на самом деле, цена вопроса эффективного правительства. Это соизмеримо с 1% госбюджета. Это вообще чужие деньги(их обещал дать ЕС). Но самое главное – это большие честные деньги на белые зарплаты компактному эффективному госаппарату.

А вместо этого, как признался тогда Пивоварский: «Я прекрасно понимаю, что я настолько силен, насколько сильна моя команда. С середины лета от нас начали уходить люди. Большинство из них просто не увидели свет в конце тоннеля по вопросу справедливой компенсации. Кто-то вернулся в бизнес, кто-то поступил на учебу в зарубежные бизнес школы. Сейчас я не вижу каким образом мне мотивировать дальше людей».

То есть он, в принципе, даже не о своей зарплате говорит. А об управляемости министерства, о прививке против соблазнов коррупции.

Потому что ужас коррупции в госаппарата далеко не только в тех конкретных ущербах госбюджету и интересам налогоплательщиков, которые возникают. Ужас коррупции в том, что она меняет расположение центров принятия решений. Кто платит, тот и музыку заказывает – здесь это работает как нигде более.

Получающий «доплату в конверте» средний чиновник перестает реально подчиняться своему руководителю, а начинает работать на того, кто платит. Именно против этого, в первую очередь, протестуют те министры, кто громко кричит о системе оплаты госчиновников.
Вангую: если не поменять систему оплаты госчиновников( не только размеры, но и «за что»), мы свалимся в новый правительственный кризис удивительно скоро.

Ну и напоследок: вот нам таблица с доходами членов Кабмина версии 2.0 за 2014 год.

Чтобы нам понятно было, сколько зарабатывали люди, которые пришли в правительство чистить систему, принимать собак на свою шею и подвергать риску наработанную годами репутацию. Среди министров есть и эффективные, и заведомо странные фигуры. Разные, в общем.

При нынешней системе оплаты все члены Кабмина занимаются, цинично говоря,  благотворительностью – хотя налогоплательщикам нужно, чтобы они не одолжение нам делали или сцепив зубы, лямку тянули, а эффективно работали.

Личные доходы членов Кабинета Министров Украины в год назначения

Должность

Имя, фамилия

Доход личный за 2014 год, тыс грн

Премьер-министр

Арсений Яценюк*

1 147

Министр социальной политики

Павел Розенко*

408

Министр экономического развития и торговли

Айварас Абромавичус

15 636

Министр внутренних дел

Арсен Аваков*

1 282

Вице-премьер-министр Украины

Валерий Вощевский**

17 277

Министр энергетики и угольной промышленности

Владимир Демчишин

773

Министр Кабинета министров

Анна Онищенко

35

Министр молодежи и спорта

Игорь Жданов

160

Вице-премьер-министр - министр регионального развития, строительства и ЖКХ

Геннадий Зубко*

1 059

Министр охраны здоровья

Александр Квиташвили

1 306

Министр образования и науки

Сергей Квит*

330

Вице-премьер-министр - министр культуры

Вячеслав Кириленко*

178

Министр иностранных дел

Павел Климкин*

100

Министр аграрной политики и продовольствия

Алексей Павленко

25

Министр юстиции

Павел Петренко*

1586

Министр инфраструктуры

Андрей Пивоварский

605

Министр обороны

Степан Полторак*

464

Министр информационной политики

Юрий Стець*

227

Министр экологии и природных ресурсов

Игорь Шевченко**

3 176

Министр финансов

Наталия Яресько

22 897

* находился большую часть 2014 года на госслужбе или на выборных должностях, исключающих совместительство и занятие бизнесом.

** сложил полномочия до начала правительственного кризиса февраля 2016 года.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK