Александр Крамаренко: Болгарские перцы и украинская земельная реформа

Кадровые назначения в Минагрополитики, новости об украинской земельной реформе, а также заметки о результатах аграрной реформы в Болгарии, которая интересна как наш возможный сценарий, если "не туда пойдем".
Александр Крамаренко: Болгарские перцы и украинская земельная реформа
ua.depositphotos.com

Лето, отпуск, но жизнь и путешествия темы подбрасывают, а вести с Родины их дополняют. Итак, начнем. Сперва поездка на несколько дней в Болгарию и легкий шок от того, во что там вылилась аграрная реформа – об напишу немного ниже.   

Читай также: Украина значительно нарастила экспорт зерна за последние 10 лет

Для начала вести с Родины – о земельной реформе в Украине. Глава Госгеокадастра Максим Мартынюк покинул свой пост, чтобы занять кресло первого заместителя министра аграрной политики и продовольствия. Такое решение принял 22 июля Кабмин. Г-н Мартынюк возглавлял Государственную службу по вопросам геодезии, картографии и кадастра (Госгеокадастр) – то самое ведомство, которое появилось в результате реорганизации Госземагентства. Госгеокадастр является держателем Государственного земельного кадастра и отвечает за реализацию земельной политики в государстве. В том числе – отвечает за подготовку к приватизации более 10 млн га госземель.

Читай также: В Украине разрешат продавать право аренды земли

По той информации, которой я располагаю, на новом посту Максим Мартынюк тоже будет отвечать за земельную реформу – но не просто за земельную реформу, а за реформу аграрную в целом. И это очень важно – у нас есть возможность ожидать и требовать от Мартынюка не формального исполнения приватизационных танцев - «опись-протокол-принял-сдал-продал-трава-не-расти», а реализации стратегий, которые придадут украинскому агросектору мощный импульс. А еще – позволят избежать жестких социальных проблем на селе. Первые явственные признаки таких проблем уже видны все более явственно – гипериндустриальный характер производства в мега-агрохолдингах оставляет мало рабочих мест на селе. Хотя те рабочие места, которые такими структурами создаются – они, безусловно, весьма высокоплачиваемые и квалифицированные.

Читай также: Госгеокадастр переподчинили Минагрополитики

Что успел Мартынюк в Госгеокадастре? Переведена работа геокадастра в электронную форму, открыт доступ онлайн к его информации, введены онлайн-возможности получения выписок и документов по поводу земельным участкам, начата чистка региональных структур Госгеокадастра. Это колоссальная работа, всего этого страна ждала много лет. Но этого мало, это только подготовительные шаги.

И все же, чего он НЕ успел? Земля сельхозназначения так и не стала товаром – хотя Госгеокадастр занимался методологическим сопровождением этой реформы и рассмотрения в Верховной Раде соответствующего закона. Ситуация с приватизацией сельхозземель подвисла – несмотря на обязательства правительства перед МВФ по данному вопросу. Например, в очередной версии меморандума, который все никак не согласует Совет директоров Фонда, указано, что соответствующий закон должен быть принят до конца текущего (2016) года. Ну, или хотя бы рассмотрен Верховной Радой. Понятно, что сам Мартынюк за темпы продвижения этого закона в принципе отвечать не может. Но именно его предыдущее место работы, именно Госгеокадастр является де-факто тем самым think tank, мозговым центром, который снабжает сторонников реформы аргументами в ее пользу.

Читай также: Аграрный фонд может обвалить цены на сахар

Так что новые полномочия и новые возможности, которые достались Мартынюку на новой должности, означают, что мы вправе требовать более резвых темпов движения к реформе - не просто земельной, но агросектора как такового. К сожалению, есть риск, что свеженазначенного первого замминистра засыплют текучкой по поводу работы государственных предприятий, находящихся в ведении МинАП. А там все не так просто – и коррупционный шлейф тянется за ними, и многие компании имеют влиятельных политических интересантов, и формирование управленческих кадров на конкурсах далеко от завершения, да и приватизация предстоит тоже. Все это может отодвинуть земельную реформу на второй план. Увы, риск такой налицо, и он существенный.

Думаю, что по первым же шагам и по наращиванию темпов реконструкции Государственного земельного кадастра в уже выбранном направлении мы легко сможем оценить решимость Мартынюка довести дело до логического завершения. Потому что работающий полностью онлайн геокадастр и навешенная на него система земельных торгов, мониторинга цен сделок – это ключевой инструмент для земельной реформы.

Читай также: Кабмин назначил Мартынюка первым заместителем главы Минагропрода

Мы вообще можем считать, что если такой инструмент будет в ближайшие месяцы-кварталы оформлен как работающий корректно, то земельная реформа получит шанс оказаться эффективной. Если нет – то точно земельную реформу не увидим, но обнаружим ее имитацию. Плюс букет колоссальных социальных и экономических проблем.

А теперь немного о БОЛГАРИИ. Меня лично шокировали цены и происхождение овощей и фруктов в болгарских супермаркетах. Турецкий перец и помидоры, греческие лук, нектарины, сливы и абрикосы. Итальянские томатные соусы из категории “на каждый день“. И это Болгария? Поковырявшись в статистике, обнаруживаю, что только по линии ЕС болгарские фермеры получают субсидии в среднем по 70 евро на гектар обрабатываемой земли – и это не считая существующих в стране субсидий от местного правительства.

Читай также: Украина намолотила 16,1 млн тонн ранних зерновых и зернобобовых

Земельная реформа в Болгарии прошла в формате фактически реституции – то есть возвращения в собственность прежним хозяевам (и их наследникам). Ну и первый же итог – 51% земли оказалось в руках горожан, которым уже не до покинутого в селе хозяйства, принадлежавшего их родителям или дедушкам-бабушкам. Еще 30% земли оказалось в руках крестьян пенсионного возраста, а только оставшиеся около 18% - у крестьян трудоспособного возраста. При этом в стране существовали жесткие ограничения на приобретение земли. Например, иностранный инвестор мог стать собственником только опосредованно – через приобретение земли на принадлежащее ему местное юрлицо. Ну и в принципе, земельное законодательство и ряд других обстоятельств были таковы, что рынок оказался малоликвиден. Что привело к консервации именно в этом состоянии – часть наделов не обрабатывается, часть обрабатывается для собственных нужд, часть обрабатывается товарными хозяйствами, производящими продовольствие для рынка большими партиями.

Читай также: Перспективы и инновации: Что происходит с украинским агросектором

В итоге оказалось, что объем производства продукции растениеводства рухнул к началу 2000-х годов примерно вдвое по сравнению с дореформенными временами. А вот в Украине, кстати, ситуация в этом смысле много лучше – благодаря крупным и особо крупным агрохолдингам, производство выросло. Хотя есть в Украине две другие проблемы: аренда вместо собственности не стимулирует сохранения плодородия земель, форсированная индустриализация агросектора и концентрация на зерне-масличных ограничивает число рабочих мест.

Вот что о земельной реформе в Болгарии пишет Мировой Банк (WB) – в докладе о земельных реформах в экс-социалистических странах: земельное законодательство с 1991(принятие закона о реформе) к началу 2000-х правилось около 25 раз. В отличие от Чехии и Словакии, здесь, например, не было программ для перепрофилирования и переквалификации рабочих рук, которые освобождались в результате аграрной реформы. То есть правившие во времена реформы социалисты раздавали землю ее прежним владельцам, но плевать хотели на ее последующее эффективное использование. Поэтому ВВП на душу в Болгарии ниже, а число занятых в агросекторе – выше, чем этих двух странах.

Читай также: Аграрный министр собирает новую команду

В растениеводстве к моменту окончания реституции(2000 год) индекс продуктивности составил 80% при базе 100% в 1985 году. Столько же(около 80%)  индекс продуктивности в растениеводстве составлял в 2003 году – через три года, хотя растениеводство реагирует на правильную агрореформу максимум за два года.

А чему удивляться, если исследование, проведенное Всемирным Банком в Болгарии, обнаружило, что почти 70% фермерских хозяйств представляли собой мелкотоварные предприятия, обрабатывающие до 0,5 га - за счет семейного труда. То есть фактически в стране затормозилось формирование эффективных крупнотоварных предприятий. И этот статус-кво, похоже, продолжает субсидироваться – и Евросоюзом, и не сильно богатым болгарским госбюджетом.

Читай также: Китай хочет производить сельхозпродукцию в Украине

Вообще, у меня сложилось впечатление, что глобально в неуспехе болгарской агрореформы виновно именно доминирование социалистов в болгарской политике вплоть до 1998 года. То есть как раз в тот период, когда была проведена земельная реформа – основная ее часть.

Именно социалистические идеи привели к тому, что в ходе реституции земля была передана преимущественно домохозяйствам с более старыми по возрасту членами, которые плохо подходили для сельскохозяйственной деятельности. Относительно низкая ликвидность болгарского рынка земли привела к “зависанию“ большого числа мелких земельных участков в руках тех, кто в принципе мог себе позволить ее не обрабатывать. Так как старшие члены более взрослых домохозяйств имеют другой существенный источник дохода – пенсии, что, по мнению МБ, может снизить их стимулы к ведению сельскохозяйственной деятельности. По этим причинам домохозяйства в подавляющем большинстве случаев предпочли не заниматься сельскохозяйственной деятельностью на полученной земле. Большинство оставшихся использовали доставшуюся землю для мелкотоварного, а значит, низкоэффективного производства.

Читай также: Украина - житница мира: инвесторы Китая объяснили интерес к украинскому АПК

Особенности реституции земли в Болгарии привели к тому, что только 44% земли обрабатывалось преобразованными кооперативами и акционерными компаниями. Но правление социалистов привело к тому, что эти «наследники» дореформенной Болгарии не прошли процесс оптимизации численности персонала (в отличие от той же Чехии и Словакии). Соответственно, даже крупные сельхозпредприятия в Болгарии не смогли снизить затраты на труд и увеличить расходы на другие ресурсы, необходимые для повышения продуктивности.

Отсюда – обидное поражение болгарских перцев (парадокс) в борьбе с их турецкими собратьями на полках болгарских же супермаркетов.

Текст является личной точкой зрения автора.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK