Эксперты констатируют: качество налогового законодательства в Украине удручающе низкое, оно не соответствует экономическим реалиям и не способствует привлечению новых инвестиций. Перманентные изменения в Налоговом кодексе неоднозначны, и часто не учитывают интересы не только бизнеса, но и государства, они приводят к увеличению документооборота и усложнению администрирования налогов.
Такая ситуация стала катализатором того, что бизнес-сообщество устало ждать решительных действий власти и само выступило в качестве инициатора разработки и обсуждения нового Налогового кодекса Развития (ПКР). В связи с этим возникает как минимум два вопроса, которые интересуют общественность: “каким будет новый Налоговый кодекс“ и “Какие принципиально новые черты он привнесет в налогообложение“?
Попробуем максимально точно и лаконично ответить.
Читай также: “Полный штиль“: Как менялись цены в Украине в июне-2019
Представленный ПКР предлагает изменения в администрировании практически всех общегосударственных и местных налогов. Он в полной мере удовлетворяет приоритеты бизнеса.
Больше всего внимания уделено снижению налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В частности, предлагается:
- отмена военного сбора;
- объединение налоговой отчетности по НДФЛ и ЕСВ, внедрение суммарной ставки в размере 20% вместо действующей на сегодня 41% (18% НДФЛ + 1,5% ВС + 22% ЕСВ);
- внедрение 50% налоговой социальной льготы размера минимальной заработной платы (МЗП) к сумме пяти МЗП (сейчас такая льгота – 50% прожиточного минимума к сумме одного прожиточного минимума, скорректированного на коэффициент 1,4);
- применение повышенной ставки НДФЛ к большим по размеру заработным платам;
- введение единой ставки НДФЛ для пассивных доходов – 15% вместо действующих 5%, 9% и 18%;
- полная отмена налогообложения пенсий и стипендий;
- увеличение размера налоговой скидки на обучение с трех до 12 МЗП;
- отмена ЕСВ для студентов-практикантов с введением ограничений по численности таких работников;
- отмена обязанной уплаты ЕСВ “спящими“ ФОПами;
- отмена двойной системы уплаты ЕСВ совместителями, но с возможностью их добровольного участия;
- включение в месячный налогооблагаемый доход сумм, которые получены за сданный (проданный) лом черных и цветных металлов;
- введение т. н. “индивидуальной деятельности“ с уплатой ЕСВ и НДФЛ в размере 5% без обязательного учета доходов-расходов и подачи налоговой отчетности.
Приоритеты бизнес-сообщества в части налога на выведенный капитал, ликвидации налоговой милиции, институциональной реформы фискальных органов и сохранения упрощенной системы налогообложения также нашли поддержку в рамках ПКР.
Предусмотрены и отдельные изменения в упрощенной системе налогообложения. Предлагается: для третьей группы ЕН в течение трех лет ежегодно повышать ставку единого налога на 1 п. п. с одновременной отменой обязанности уплаты ЕСВ (то есть с 3% до 6% и с 5% до 8%); для четвертой группы увеличить ставку ЕН на коэффициент 1,58 в связи с отменой на пять лет индексации нормативной денежной оценки земель; обязать упрощенцев третьей группы уплачивать земельный налог.
Читай также: ГФС поймала известную АЗС на торговле нелегальным топливом
Еще ПКР предлагает реформы в рамках других налогов и сфер налогообложения.
НДС: сокращение перечня операций, которые освобождены от налогообложения, систематизация общих требований к составлению и регистрации налоговой накладной.
Для акцизного налога нужен пересмотр перечня подакцизных товаров путем его сокращения в части отдельных видов транспортных средств и его расширения для топлива и добавок к топливу.
Применительно к налогу на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, нужна отмена права местных советов устанавливать льготы по налогу, расширение объектов налогообложения за счет включения в их число промышленных зданий (цеха, склады) и объектов недвижимости, находящихся в собственности религиозных организаций.
В отношении платы за землю надо внедрять предельный размер ставок земельного налога для с/х земель – не менее 0,8% их нормативной денежной оценки вместо 0,3%;
Также запланировано проведение одноразового декларирования имущественного положения, активов (доходов) физических лиц с предоставлением налогоплательщикам некоторых госгарантий; введение оптимальной модели налоговой амнистии и трехлетнего моратория на внесение изменений в Налоговый кодекс в части увеличения ставок налогов и сборов.
Таким образом, разработка и принятие нового Налогового кодекса Развития приведет к созданию и систематизации нормативно-правовых основ налоговой системы, обеспечит формирование прочной базы для дальнейшего ее развития и будет стимулировать активизацию предпринимательской деятельности.
Напомним, беспредел днепропетровских налоговиков довел до акций протеста.
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook
Смотри также - Изменения в Налоговый кодекс Украины