А можно ведь без этой бочки дегтя? Ну чтобы мы не были вынуждены с лупой под фонарем изыскивать позитивные новости вроде дерегулирования строительного бизнеса?
В совковые времена ходила горькая шутка по поводу, как преодолеть дефицит еды – "подключите холодильник к радио". Ну, ок, сейчас смешно о дефиците. Но погодите, не совсем смешно. В рыночные времена дефицит выливается в падение качества и рост цен – все в соответствии с законами экономики. Хотите пример? Пожалуйста: в правительстве всерьез подумывают взяться за жесткое регулирование рынка такси. Дескать, они, махновцы эдакие, смеют пользоваться упрощенкой, не возят в машине кассовые аппараты и вообще – слишком вольготно живут. Один из моих френдов – владелец частного трансфер-сервиса, написал о том, что если задуманное правительством будет реализовано, то поездка из столичного района Оболонь в центр (около 8–9 км) будет стоить 800 грн., а поездка из аэропорта Борисполь туда же (около 20 км) будет стоит 1500 грн. И он прав. В том числе прав, когда говорит, что любое ужесточение рАгуляции и фискальной нагрузки всегда оплачивает потребитель. В случае с такси – средний класс.
Потому что экономике дико вредна чрезмерная рАгуляция. Да, это уже не может регуляцией называться, тут налицо именно рАгуляция. Причем, процессы ускоряются лавинообразно. В феврале 2010 года к власти пришел Янукович – в ноябре того же года случился Налоговый майдан: 8 месяцев. В мае 2014 года выбрали Петра Порошенко – протесты против антипредпринимательской налоговой реформы Яресько–Макеевой случились 18 месяцами позднее. И вообще – та попытка тотальной фискализации была не только отбита, но и стоила г-же Яресько кресла министра финансов. Сейчас активные протесты против тотальной фискализации малого бизнеса только начинаются – через пять месяцев после смены власти на Банковой.
Тотальная фискализация в бедной стране – хороший способ довести цены и реальную безработицу до облаков, а также обрушить рейтинги правящей политической силы. В свое время "красному директору" Кучме хватило смелости отпустить микробизнес на волю – мы пожинаем добрые плоды его решения до сих пор. После него минимум пятеро премьер-министров и трое президентов замахивались на малый бизнес, но так и не решились на радикально жесткие меры по его фискализации. Что будет сейчас – сильно зависит от реакции самих предпринимателей, членов их семей и сотрудников их предприятий. Есть надежда на здравый смысл. Но она слабеет: президент подписывает указ с поручениями улучшить бизнес-климат и той же рукой подписывает антипредпринимательские законы.
Украинскую экономику вполне может нагнать идеальный шторм: падение на внешних рынках в результате глобального кризиса, о котором предупреждает МВФ, но одновременно и сильнейшее фискальное ужесточение по инициативе отечественных властей. Нам Фонд прогнозирует 3% роста ВВП в 2020? Он не все знает об украинской рАгуляции и тотальной фискализации отечественного малого бизнеса. Спросите у Даниловича, что на самом деле нужно делать – он в 1999 году выводил страну из кризиса после трехкратного падения гривны.
Александр Крамаренко
Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook