Юлия Дроговоз: Без вины виноватые

Юлия Дроговоз, вице-президент Украинского союза промышленников и предпринимателей – о том, как налоговые органы намерены усилить давление на налогоплательщиков в 2020 году.
Юлия Дроговоз: Без вины виноватые

Последние годы взаимоотношения между властью и бизнесом выстраивались в рамках задекларированных изменения их философии и реформирования налоговой службы как сервисного ведомства.

Президент и правящая партия “Слуга народа“ тоже неоднократно заявляли, что исповедуют либертарианскую идеологию и свободу предпринимательства.

Но проект закона под № 1210 о внесении изменений в Налоговый кодекс (НКУ) относительно совершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве, который принят в первом чтении и готовится ко второму чтению в парламенте, перечеркивает предыдущие заявления. Этот документ – прямое доказательство того, что власти намерены существенно усилить фискальное давление на бизнес.

Читай также: Налог на зарплату пока не уменьшат

Анализ законопроекта № 1210 свидетельствует о кардинальном изменении с 2020 года направления налоговой политики, что приведет к нарушению баланса интересов государства и бизнеса, усилит дискрецию (возможность чиновника трактовать ситуацию на свое усмотрение. – Ред.) и противостояние контролирующих органов и бизнеса.

В таких условиях будут невозможны: реализация общественного договора, партнерские отношения, рост деловой активности и, в конечном итоге, экономическое развитие.

Среди особо опасных норм – следующие:

1. Увеличение дискреции:

– расширено понятие разумной деловой цели, в результате чего налогоплательщикам придется доказывать, что ими созданы условия для прироста (сохранения) активов в будущем и в настоящем. От понятия соблюдения разумности в деятельности плательщика будет зависеть, признают ли его виновным в налоговых правонарушениях, будут ли в контролируемых операциях применяться корректировки цены и т. д.;

Читай также: “Спекуляция“: Гетманцев рассказал о налоге на айкосы

– вводится понятие фактических операций;

– вводится сопоставление условий договоров и первичных документов с фактическим поведением налогоплательщика.

2. Увеличение полномочий контролирующих органов:

– появляется право на взыскание налогового долга за счет имущества плательщика, в том числе за счет продажи целостных имущественных комплексов государственных предприятий, не подлежащих приватизации, право на непризнание расходов и налогового кредита ввиду признания операций плательщика нереальными.

3. Расширение сферы применения норм трансфертного ценообразования, которое произойдет в результате появления таких определений, как “связанные лица“, “постоянные представительства“, а также введение дополнительных форм отчетности по ТЦО, увеличение количества штрафов и их размеров.

Читай также: Какие налоги украинцы платят ежемесячно

4. Введение налогообложения контролируемых иностранных компаний.

5. Расширение оснований для применения налоговых разниц, которые приводят к корректировке финансового результата до налогообложения.

6. Расширение базы налогообложения и увеличение ставок налогообложения.

7. На фоне декриминализации правонарушений в сфере налогового законодательства внедрение в Налоговом кодексе такого понятия, как “деяния, совершенные умышленно“. Они будут считаться таковыми, если контролирующий орган докажет, что налогоплательщик искусственно, целенаправленно создал условия, которые не могут иметь другой цели, кроме как невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных НКУ. При этом порядок доказывания того факта, что плательщик совершил некие деяния умышленно, неизвестен. То есть непонятно, контролирующий орган сам квалифицирует такие действия как умышленные на основании собственных доводов, или эти факты будет устанавливать суд.

8. Расширение сферы ответственности налогоплательщиков за счет введения понятия вины в их действиях (действиях или бездействии).

Читай также: Налоговая сократит количество проверок бизнеса на 20%

Именно последние две новации сильнее всего грозят негативными последствиями для плательщиков налогов. Поскольку досудебное установление вины и умысла – прямая дорожка к уголовной ответственности, конечно, при определенных стоимостных показателях оценки такой вины. На фоне частичной декриминализации в сфере налоговых правонарушений признание налоговиками умысла и вины по результатам налоговой проверки может привести к крайне негативной практике уголовного преследования налогоплательщиков. Причем, видимо, уже со стороны Бюро финансовых расследований – нового органа, законопроект о создании которого Верховная Рада приняла в первом чтении.

Насколько подобные новации распространены в мировой практике, знают исследователи-юристы. Но могу точно сказать, что предложенная в проекте № 1210 концепция вины очень напоминает ст. 110 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому вопрос копирования именно российского законодательства под видом улучшения администрирования налогов вызывает как минимум удивление и непонимание позиции авторов украинских “улучшений“.


Читайте Деньги.ua в Telegram и Facebook



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK