В Украине снова заговорили о пенсионной реформе. Заговорили не просто так, а в связи с указом Президента, который обязывает парламент утвердить реформу до конца текущей сессии.
Обсуждение разработанного Министерством социальной политики законопроекта «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно накопительной профессиональной пенсионной системы» длилось с 18 мая по 18 июня 2020 года. Этот документ представлен как "пилотный проект" для формирования пенсий льготных категорий в пределах введения долгожданной накопительной системы.
Звучит заманчиво? На самом деле, нет. Объясняю, как страховой математик, что же в нем не так.
Если коротко, то вот уже около 20 лет в Украине действует закон, согласно которому работники, которые тяжело трудились на вредных производствах (по так называемым спискам № 1 и № 2), могут выйти на пенсию на 10 лет раньше. Но при условии наличия у них 10 или 7,5 года соответствующего стажа работы на таких производствах. Льготную пенсию за этот период им обеспечивает предприятие, на котором человек вредил своему здоровью. По факту же пенсию платит Пенсионный фонд, а частные предприятия компенсируют ПФУ пенсионные выплаты, которые он осуществляет. Если предприятие по ходу дела окажется банкротом, то ПФУ платит сам без всяких компенсаций со стороны экс-работодателя.
По нашим оценкам, за 25 лет предприятия должны зарезервировать на выплаты своим будущим пенсионерам от 50 млрд. до 100 млрд. грн. Причем, по состоянию на 1 апреля 2020 года, у этих предприятий уже дополнительно существовала задолженность перед Пенсионным фондом в размере 14,5 млрд. грн.
Нововведение заключается в том, что депутаты предлагают простить работодателям их обязательства по выплатам льготных пенсий и обязать впредь выплачивать пенсии из государственного бюджета. Неплохая идея, правда? Но чтобы этот вывод был не так очевиден, Минсоцполитики предложило дополнительно взимать в ПФУ с предприятий за таких работников возрастом более 35 лет повышенную ставку единого взноса – плюс 15% или 7% к имеющимся сейчас 22% ЕСВ.
Министерство при этом уверяет, что платежи в Пенсионный фонд будут эквивалентны тем платежам, которые есть в рамках существующей системы. Конечно же, это не так. Если в первые годы платежи в солидарную систему в ПФУ уменьшатся приблизительно на 20% в сравнении с действующей системой, то уже через 10 лет падение составит 60–80%. Это произойдет вследствие того, что количество пенсионеров будет оставаться постоянной величиной в течение 10–15 лет. А количество плательщиков будет уменьшаться ежегодно, поскольку работники моложе 35 лет войдут в накопительную систему. Таким образом, за 25 лет из общего объема обязательств, которые на сегодня оцениваются в 50–100 млрд. грн., ПФУ получит не более 30%, остальные же средства будут переложены на госбюджет.
Каких действий можно ожидать от Пенсионного фонда? Правильно, попыток отказаться от обязательств по спецпенсиям. Именно такая перспектива ждет работников старше 35 лет, поскольку есть большой риск потери пенсионных выплат в результате ежегодного роста дефицита ПФУ.
А что в таком случае ждет человека моложе 35 лет, которого якобы должна «осчастливить» реформа? Ловите еще одну вишенку на торте. При введении этой системы весь накопленный таким работником стаж на тяжелых предприятиях фактически обнуляется, и накопление единого налога происходит с нуля. По факту Минсоцполитики предлагает депутатам лишить от 10% до 40% работников в возрасте до 35 лет льготных пенсий, которые они заработали.
В итоге, мужчина возрастом 40 лет с 20-летним стажем, из которых он проработал 7,5 года на вредных производствах из списка № 1, при выходе на пенсию в 50 лет при зарплате в 10 тыс. грн. по действующей системе получит пенсию более 3,5 тыс. грн, а по предлагаемому механизму – всего лишь в размере до 2 тыс. грн. Как мы видим, ни человек, ни госбюджет от этого не выиграют. В отличие от предприятий, которые с 2012 года пытаются добиться такого подарка со стороны государства.
Более обоснованным подходом является введение накопительной профессиональной системы только для лиц, не имеющих стажа на производствах, работах и должностях из списков № 1, 2. Одновременно для тех, у кого такой стаж уже есть, следует оставить действующий механизм возмещения работодателями расходов ПФУ на оплату и доставку пенсий, полученных на льготных условиях.
А любые нововведения касательно пенсионных выплат без проведения актуарных расчетов могут дорого обернуться бюджету и власти в целом, и дискредитировать долгожданную пенсионную реформу.