В июне представители Государственной налоговой службы в очередной раз подняли вопрос о внедрении электронной акцизной марки и пообещали, что старт этой системы произойдет 1 августа 2020 года.
Концепция «е-акциза», которую продвигает налоговая совместно с Кабинетом министров, заключается в следующем. Поначалу бумажные акцизные марки видоизменятся. На них появятся два новых элемента – QR-код и штрих-код, по которым можно будет отслеживать в электронной форме оборот продукции, начиная с момента ее производства и вплоть до момента продажи. Для получения акцизных марок, проверки уплаты акциза и отчетности производитель будет использовать Электронный кабинет налогоплательщика.
Сама система «Электронная акцизная марка» будет строиться по компонентному (модульному) принципу, который предполагает определенный начальный функционал с возможностью дальнейшего расширения. Например, для погашения акцизной марки при ее продаже с использованием РРО.
Но, по моему мнению, это все равно не решит очень многих проблем. Потому что «е-акциз» – это только частный случай общей системы Track&Trace прослеживаемости товара в стране.
Потому что такая система должна быть демилитаризирована и должна приносить общественную пользу по нескольким направлениям. Во-первых, прослеживаемость медпрепаратов. И это не столько госрегулирование рынка, сколько социальный аспект безопасности лекарств. Эта тема плотно пересекается с электронными рецептами, с проектом правительства по бесплатной раздаче лекарств (реимбурсация) в рамках программы «Доступні ліки» и с финансовым контролем аптек, которые ежегодно получают из госбюджета более 2 млрд. грн.
Во-вторых, может быть добровольное присоединение к системе компаний, которые заинтересованы в контроле своих товаров. Причем, речь идет как о нишевых товарах премиум-уровня (одежда лакшери брендов, деликатесы, элитный алкоголь и т.д.), так и о товарах повседневного спроса для масс-маркета.
Ведь система прослеживаемости дает бизнесу мощные инструменты для управления складом, логистикой и для контроля платы ритейлу «за полку».
Но в таком случае у налоговой службы или Минздрава не должно быть монополии на такую систему. Она должна находиться под частно-государственным управлением, где от лица государства интересы будет представлять скорее Минэкономразвития, чем ГНС.
Кроме того, необходима унификация. То есть, применение одних и тех же технических стандартов и регламентов. Другими словами, и кассир, и кладовщик, и логист должны работать с любым товаром который отслеживается. Это может быть как водка, которую хочет контролировать государство, так и молоко, которое хочет контролировать молочный комбинат и какой-нибудь «Ашан» в своих бизнес-целях.
Иными словами, кассиру в магазине должно быть все равно, какой товар сканировать. Главное, что бы информация о нем максимально оперативно попала в учетные системы торговой сети и производителя этой продукции, и не попала в базу данных налоговой службы, которой не нужно знать сверх того, что предусмотрено действующим законодательством.
Впрочем, вместо унификации органы власти пока идут по пути «один товар – одна система», т.е. отдельная система для алкоголя, отдельная - для табака, отдельная для медпрепаратов. Такой подход возможно и логичен с точки зрения ведомственных интересов, но порождает избыточные расходы как на стороне государства, так и на стороне бизнеса. В совокупности с разными техническими стандартами и невозможностью использования в других, кроме налогообложения, целях ставит построение таких систем перед вопросом целесообразности по техническим и финансовым причинам.