Результаты уходящего 2021 года для украинской экономики противоречивы. С одной стороны, по итогам года украинский ВВП в долларах превысит уровень 2013 года. С другой стороны, такой рост вызван отнюдь не экономическим чудом. Рекордный урожай и высокие цены на сырье обеспечивали в течение 2021 года существенный приток валюты в Украину. При этом цены на импорт росли более сдержанно, что в итоге дает рост не только экспорта, но и потребления. Со стороны может показаться, что все хорошо. Но дьявол – в деталях.
Если обратить внимание на физический объем экспорта и промышленного производства, по итогам 2021 года результат будет весьма скромным. Рост промпроизводства за 10 месяцев составил 1,9%. Но даже он обеспечен низкой базой предыдущего и более кризисного по всем параметрам 2020 года. Таким образом, рост ВВП в долларах, как и доходов украинцев, – это результат, в первую очередь, увеличения потребительских цен, а не роста экономики в физическом выражении. К слову, потребительская инфляция в сентябре ускорилась до 11% (год к году), что является рекордом за последних 3,5 года.
Особые риски для украинской экономики несет и энергетический кризис. В то время как турецкая промышленность получает газ по цене 350–400 долл./куб. м, а российская – по 100 долл./куб. м, украинские предприятия вынуждены платить за кубометр газа более 1000 долл. Судя по тому, что говорит бизнес, большинство компаний уже терпят убытки, и в начале 2022 года многие из них рискуют вовсе остановиться. Забивает еще один гвоздь в гроб украинского производителя и НБУ, который при прогнозном курсе Минфина на 2021 год в 29,1 грн./долл. допустил существенную ревальвацию.
Инфляционный рост экономики приводит к перевыполнению доходной части бюджета. С точки зрения экономической логики такое положение вещей, с учетом серьезного давления на украинского производителя, требует фискальных послаблений. Но государство неумолимо. Бюджетная декларация на 2022 год предполагает изменения в налоговом законодательстве, которые должны обеспечить дополнительные поступления в размере 34 млрд. грн. Речь об уже проголосованном законопроекте № 5600. К слову, один из его механизмов наполнения бюджета – это запрет большим плательщикам налогов списывать более 50% убытков за предыдущие периоды. То есть те самые украинские производители, которые сегодня терпят убытки из-за высоких цен на газ и ревальвации, уже в 2022 году не смогут эти убытки списать в полном объеме.
Новшества ждут и физических лиц. Налоговый комитет парламента обещает внедрить методы косвенной оценки доходов граждан, чтобы выставить налоговый счет на «теневые» заработки. Именно для этого и была запущена налоговая амнистия.
Таким образом, власть продолжает следовать парадигме борьбы с тенью и роста давления на экономику, закручивая административные и фискальные гайки. Представители власти настаивают на том, что налоги в Украине и так низкие по сравнению с Европой. Хотя по расчетам PwC, нагрузка на прибыль средней компании без учета косвенных налогов в Украине составляет 45% против 38% (в среднем) по странам Европы. Правда, богатые европейские страны, которые могут себе позволить расти на 1–2% в год и не беспокоиться по поводу бегства капитала в низконалоговые юрисдикции, вряд ли можно считать мерилом эффективности фискальной нагрузки для страны, которая развивается. Более того, вполне логично, что Украине следует предоставлять капиталу некий дисконт, так как низкое качество госинститутов – это дополнительный риск для инвестиций.
Вместо этого государство, расходы которого и так составляют 45–46% ВВП, продолжает выискивать дополнительный ресурс. Естественно, такая политика прикрыта заботой о бюджетниках и пенсионерах, а также необходимостью больших инвестиций в инфраструктуру. Но расчеты экономистов показывают: если Украина не снизит общие расходы государства до уровня 30–35% ВВП, бюджетники и пенсионеры продолжат бедствовать, а Украина и дальше останется на периферии экономического развития. То есть в выборе между ростом и более агрессивным фискальным перераспределением благ в ущерб экономике бедное государство выбирает последнее.
В сухом остатке мы наблюдаем очередную победу политики над экономикой в Украине. Ведь масштабные государственные инвестиции в инфраструктуру за счет выкачивания ресурсов из экономики хоть и ставят большой знак вопроса по поводу перспектив, но очень нравятся избирателю.