Приход новой полиции на украинские дороги не стал знаковым событием для водителей. Чаще всего автолюбителей встречают все те же гаишники, которые пополнили ряды новой структуры. Новички же, как рассказали UBR.ua юристы, нередко не имеют нужного опыта дорожного регулирования. Существенно не изменилась и система штрафов.
Читай также: Украинцев будут лишать водительских прав и лицензий за долги
“Однако определенные сдвиги есть. Они касаются отношения граждан к полиции, ПДД, другим участникам дорожного движения. У водителей возникло желание навести порядок на дорогах“, - рассказал управляющий партнер АБ Кузьмин и партнеры адвокат Евгений Кузьмин.
Жалуются на презумпцию правоты полицейского
По убеждению некоторых адвокатов система, действовавшая ранее, была намного эффективнее плюс справедливее. Водители имели многократно больше шансов успешно оспорить привлечение к ответственности не только судом, но и вышестоящим органом.
“В моей практике была масса случаев, когда до суда дело просто не доходило. Сейчас же действует практически презумпция правомерности действий полицейского. Во всяком случае, оспорить штраф в полиции не получилось. Более того, руководитель прямо заявил, что раз полицейский сказал, что я нарушила - значит, я нарушила. Он верит своему подчиненному, а не мне“, - пояснила руководитель адвокатского бюро Елена Прядко.
Читай также: Рада привязала штрафы к прожиточному минимуму
По словам юристов, хоть штрафовать и прятаться “по кустам“ правоохранители чаще не стали, зато полицейские при составлении административного протокола нередко начали “просить“ гражданина признать свою вину, написать, что с нарушением он соглашается. С другой стороны, за проезд на красный свет или неправильную парковку составлять протокол, скорее всего, откажутся. Полицейский подойдет к водителю, разъяснит, что он нарушил, попросит больше так не делать.
А вот за серьезные нарушения, например, за вождение нетрезвым - штрафовать стали чаще.
“Таких нарушителей отпускать отказываются. Договориться с полицейскими пьяному водителю вряд ли удастся: протоколов по этим правонарушениям стало больше“, - отметил адвокат, управляющий партнер адвокатского объединения Артиус Виталий Мацелюх.
Оспорить штраф стало модно
Вырос размер штрафов - клиентов у юристов стало больше. За пьяную езду теперь привлекают к ответственности, договориться практически нереально (как и при ДТП).
Читай также: Украинским автомобилистам готовят новые налоговые льготы
Стало “модно“ не решать дело, дав, например, взятку полицейскому, а законным путем отстоять свои права, оспорить штраф в суде или вышестоящем органе (административный порядок решения). Для этого граждане стали значительно чаще обращаться за помощью к правозащитникам, начали интересоваться вопросами права, пытаются даже самостоятельно совершать определенные юридически значимые действия.
Самих полицейских стало больше. Особенно это касается крупных городов. По словам юристов, для правоохранителей существует негласное указание “сверху“ формировать общественное мнение, что полиция - везде, “все видит“. Это похоже на правду, учитывая, сколько машин с проблесковыми маячками ездит по дорогам.
“Из своих источников мне стало известно об указании полиции показывать присутствие власти на территории Киева и других городов. Хотя это слабо действует на правонарушителей, редко заставляя соблюдать ПДД“, - рассказал Евгений Кузьмин.
Как правильно оспорить штраф
Несколько изменился механизм наложения штрафа. По некоторым категориям нарушений полицейские выносят постановления о привлечении к ответственности, не составляя протоколов, без доказательств. Результат: часто водителю просто негде дать пояснения о случившемся, тяжело заявить о несогласии с правонарушением.
Читай также: В Раде предложили штрафовать водителей за летние шины зимой
Всегда лучше иметь при себе “заготовку“ ходатайства о том, что вам нужна правовая помощь и поэтому вы просите отказаться от рассмотрения дела на месте. Задача - вручить ходатайство под роспись полицейскому. Также юристы рекомендуют фиксировать все действия правоохранителей на видео, хорошо иметь свидетеля.
“Я недавно оспорила неправомерные действия полицейского, который, отказав в правовой помощи, привлек меня к ответственности за несуществующее в ПДД нарушение. КоАП фактически перестал содержать нормы о презумпции невиновности: придется доказывать правоту, защищаться. При отказе предоставить правовую помощь любой штраф судом будет отменен“, - заметила Елена Прядко.
Учитывая, что, по мнению юристов, опыта и знаний новым полицейским явно пока недостает, шансы оспорить штраф, даже совершив нарушение, достаточно велики.
Итак, что же нужно сделать, чтобы грамотно противостоять полицейскому, если со своей виной водитель не согласен?
Как отметил адвокат практики уголовного права и административных споров адвокатского объединения Артиус Владимир Фурман, во-первых, водителю нужно отметить все доказательства, которыми он обладает на момент фиксации правонарушения или ДТП: свидетели, видеозапись регистратора… Об этом необходимо указать в протоколе (графа объяснений, отдельные пояснения), потребовав от полицейских добавить доказательства к материалам. Это значительно поможет водителю обжаловать штраф.
Читай также: СМИ: в Украине хотят отменить экологические стандарты Евро-5
Во-вторых, предоставляя объяснения, не согласившись с составленной полицией схемой ДТП - подайте собственную. На ней отразите положение автомобилей на момент столкновения (вместо после ДТП).
В-третьих, по возможности укажите, какие пункты ПДД нарушил водитель-оппонент.
В-четвертых, избегайте указания своих ошибок (прозевал знак, препятствие, светофор…), если, конечно, желаете обжаловать протокол полиции, хотите оспорить штраф.
Как советуют адвокаты, лучше всего, независимо от наличия вины, писать “с нарушением не согласен“. Такое утверждение для обжалования достаточно существенное, ведь показывает отсутствие согласия с выводами полицейских, изложенных в административном протоколе.
Как заручиться поддержкой судьи
Читай также: Какие авто предпочитали жители Европы в 2016 году
Как показывает практика, самый действенный способ обжалования действий полицейских – обращение в районный суд вместо вышестоящих органов. Судебная система построена таким образом, что рассмотрение дела будет происходить на основе состязательности между истцом и ответчиком.
Здесь необходимо предпринять все необходимые действия для того, чтобы доказать правоту:
- изложить свою позицию;
- привлечь свидетелей;
- добавить план-схему происшествия или маневра на автомобиле;
- добавить характеристики с работы или учебы – любые сведения, которые могут склонить судью на сторону истца.
Ответчику необходимо доказать вину гражданина, используя протокол (который не признал водитель) и другие доказательства.
“Обычно в полиции таких доказательств нет и суд закрывает дело против водителя. Конечно, шансов оспорить штраф значительно больше, если полиция отсутствует на судебных заседаниях. Дело рассматривается судом максимум месяц с момента открытия производства“, говорит Евгений Кузьмин.
Читай также: Украинцы начали активно покупать автомобили для бизнеса
Часто сроки рассмотрения дел не соблюдаются: все зависит от судьи. Но, как правило, судебные споры по тем же ДТП не превышают двух месяцев со дня составления протокола. А полиция обычно пропускает заседания суда.
“Также существует заблуждение, что нужно платить судебный сбор. Спешу его развеять: по этой категории дел судебный сбор не оплачивается“, отметила Елена Прядко.
Ранее сообщалось, что в Польше придумали замену водительскому удостоверению.
Смотри также - Действуют ли украинские водительские права в Польше: