У моего друга мошенники сняли с картсчета 5 тысяч гривен. Пытались еще больше снять, но банк распознал необычную активность, и деньги со счета не ушли. Какие схемы используются, и безопасны ли сегодня платежи смартфоном? Катерина, Киев
Несмотря на стремительно растущую квалификацию мошенников, уберечься от них вполне возможно. Достаточно следовать несложным правилам – о них ниже.
Известно, что часто мошенничество с картами украинцев совершают группы людей, которые находятся в других странах. Часто они организуют целые колл-центры для работы с банковскими клиентами, цель которой одна – заставить клиента раскрыть информацию о карте – передать ее номер и CVV-код.
Афера №1 - Телефонный фишинг
Телефонный фишинг – одна из самых распространенных схем. Ее суть – звонок клиенту банка от имени контакт-центра, изложение легенды, которой может быть, например, срочная необходимость идентификации, иначе карту заблокируют. Или же говорят, что на счет должны поступить деньги, но без якобы обновления данных карты сделать это невозможно.
В таких схемах мошенники действуют на так называемом доверии – стараются сделать все, чтобы человек на том конце провода поверил, что это звонок из банка. Чтобы не попасть в ловушку мошенников-фишеров, банкиры рекомендуют не реагировать на подобные звонки – не вступать в диалог, а данные телефонного номера, с которого был совершен звонок, сообщать мобильному оператору и в банк. «Не разглашать никому реквизиты карты, ПИН, CVV код и другие. Сотрудник банка никогда не будет звонить клиенту и задавать вопросы по реквизитам карты», – напоминает Дмитрий Полищук, директор департамента по продуктам розничного бизнеса ПУМБа.
Афера №2 - Sms-фишинг
Иногда мошенники используют sms-фишинг: клиенту приходит сообщение о том, что его карта заблокирована. Далее, если человек перезванивает по номеру, с которого приходит sms-сообщение, идет телефонный фишинг с уже упомянутыми сценариями. А еще в эсэмэскеке может прийти ссылка на фальшивую банковскую страницу.
Да-да: мошеннические страницы банков в Интернете и в социальных сетях – реальность. На таких ложных страницах Telegram, Viber, Facebook работают онлайн-чаты, цель которых одна: выманить личную информацию по картам клиента, почле чего снять деньги с его счетов. Поддельными могут быть и приложения интернет-банкинга для смартфонов, поэтому лучше искать информацию о мобильном приложении на официальном сайте своего банка.
Афера №3 - Подставные сайты-клоны
Еще один способ мошенничества – это получение данных карт во время имитации покупки на сайте, который также создан как клон интернет-магазина, но сам является попросту площадкой для получения данных карт банковских клиентов.
Четыре правила, которые позволят вам защитить банковскую карту от мошенников
Основными правилами, которые позволят избежать списания средств со счета, в банках называют несколько. Первое – это неразглашение персональных данных своих карт. Второе – осуществление всех платежей в магазинах и ресторанах только с личным присутствием – не передавать никому карту так, чтобы выпустить ее из виду, а лучше самому отправиться к терминалу для оплаты.
Третье правило: осуществлять платежи в Интернете нужно только на защищенных и проверенных сайтах.
Четвертое: быть внимательным к используемым банкоматам и терминалам. «Перед использованием банкомата внимательно осматривать его внешний вид и не пользоваться оборудованием, если обнаружили подозрительные устройства на клавиатуре или у картоприемника. Нужно подключить функцию sms-информирования обо всех операциях с карточным счетом, чтобы иметь возможность контролировать движение средств на ваших счетах и обеспечить подтверждение операций через sms-сообщения при осуществлении электронных расчетов. В случае потери платежной карты, или если персональные данные карты стали известны посторонним лицам, обратиться в контакт-центр банка и заблокировать карту», – предупреждает начальник управления разработки продуктов департамента розничного бизнеса банка «Пивденный» Ольга Коломиец.
Что касается бесконтактных платежей смартфоном (NFC), то в банках отмечают, что такие платежи наименее рискованные для клиента и его счетов. «Платежи с использованием NFC-технологии являются наиболее безопасными и удобными. Главное, что такой платежный инструмент (устройство) не попадает в руки кассиру и не раскрывает номер карты. Мошенники не могут завладеть информацией с деталями проведенной операции, потому что каждая операция трансформируется в уникальный 16-значный код (токен), который привязан к номеру банковской карты каждого отдельного пользователя. Верификация платежа осуществляется уже на стороне платежной системы путем проверки совпадения сгенерированного токена с номером карты, после чего операция подтверждается», – объясняет Иванна Погуляйко, начальник управления платежных систем и карточных продуктов банка «Глобус».
Ранее сообщалось о том, аферисты выманивают деньги с банковских карт доверчивых украинцев.