О тенденциях в современном дошкольном образовании и особенностях инвестирования в этот сектор изданию ДЕНЬГИ.ua рассказала Юлия Демиденко, бизнес-консультант в сфере образовательных услуг и управляющий партнер учебно-воспитательного комплекса Clever Kids.
-Тема раннего развития детей довольно актуальна для современных родителей. А инвесторы проявляют активность?
-Естественно. Спрос рождает предложение. Но давайте договоримся о терминах. “Раннее развитие” термин не корректный, потому что даже если мы не водим ребенка в детский сад, не учим читать и писать с пеленок, ребенок все равно развивается. Он учиться сидеть, ходить, говорить… Это естественный процесс. Другое дело - обучение в раннем возрасте. Вот здесь уже мы можем ребенку помочь.
Если говорить об обучении в раннем возрасте, то многим предпринимателям начинает казаться, что, имея своих детей, нет сложности воспитывать и чужих. Другие думают, что организовать детский клуб, развивающий центр, садик – легкий бизнес. Достаточно нанять несколько воспитателей, иметь помещение, купить пособия и отрабатывать деньги родителей, чередуя занятия каждые 15 минут по выбору родителей, не особенно прислушиваясь к интересам и ритму ребенка. Но образование – это не про “организуй и продай”, ошибки подобных заведений могут “аукнуться” через несколько лет, и цена этих ошибок очень высока: сломанный характер, набор комплексов, нежелание учиться…
В то же время, правда рынка такова, что родителей больше интересуют так называемые пакетные услуги. То есть, приводя ребенка в группы, родители ожидают, что он научится читать, писать, рисовать, танцевать, петь и сможет сконструировать ракетную установку. Это все замечательно, но есть ли смысл или необходимость так перегружать малыша? И кто спросил ребенка: а чего он сам хочет? Что ему интересно? Ведь, обучаясь по такой схеме, ребенок может вырасти так и не поняв себя, своих желаний, не раскрыв свое истинное призвание. Вот что страшно.
Вместе с тем, сегодня в образовательный бизнес уже приходят серьезные инвесторы, обеспокоенные проблемой поверхностного образования. Они действительно хотят не просто зарабатывать, считая проданные занятия, а глубоко изучают и погружаются в образовательную сферу. Думают, как сделать прежде всего обучение полезным и увлекательным для детей, а не для успокоения родителей.
Инвесторы все чаще рассматривают учебно-воспитательный дошкольный центр как весьма перспективный проект, с глубоко мотивированной аудиторией. Таким инвесторам я и моя команда с радостью предлагаем свои консалтинговые услуги, помощь в поиске формата образовательного заведения, организации пространства, учебной программы, обучения педагогов и воспитателей, построение эффективной команды, оптимизируем затраты и вложения как на начальном этапе, так и в дальнейшем. Также предлагаем инструменты по работе с аудиторией, инструменты, отслеживающие эффективность учебных планов, инструменты контроля. Все это позволяет построить успешный и прибыльный бизнес с великолепной идеей и прибылью.
-Какой вопрос должен задать себе инвестор изначально, принимая решение о создании дошкольного учереждения?
-В числе самых первых: зачем мне это нужно? Какая у меня цель? Инвестировать в детей – это колоссальная ответственность, при том что порог входа в образовательный бизнес достаточно высокий. Когда он преодолевается, то зная все подводные камни, при полной загрузке можно ориентироваться на 10-15% прибыли в месяц. Стоимость детского сада как готового бизнеса - около 5-7 млн долларов. Школа оценивается от 30 млн долларов.
Вопреки расхожему мнению, образовательный бизнес может приносить хорошую прибыль. Для этого необходимо грамотно к нему подходить. Понимать как оптимизировать расходы, строить только необходимое, и при этом предложить услугу отличительную на несколько порядков от того, что существует вокруг. Поэтому третий, но не менее важный вопрос: готов ли я делать бизнес бескомпромиссно хорошо или есть идеи другого, более легкого, быстрого и крупного заработка?
-Какие рабочие форматы успешных центров дошкольного обучения возможны в Украине?
-Образовательные проекты могут быть различными: садики, клубы, школы, - это проекты разного формата и бюджета, - но обязательно направленными на всестороннее развитие личности, в основе которого баланс между интеллектуальным, физическим, творческим началом, а также социализация.
Я и мои партнеры по бизнесу ориентируемся на учреждение комфортное, рационально организованное, обеспечивающее оптимальные текущие расходы на его содержание. На мой взгляд, для детского сада оптимальная численность – около 100-150 детей. Для школы – 400-600 детей, просто потому, что родителям на сегодняшний день комфортнее не видеть цифру 1000. Большие школы, с неохваченными вниманием детьми, еще в памяти у многих. Хотя, для других стран около 1000 учеников в школе - обычное количество.
Сегодня, к сожалению, довольно распространен формат обучающих центров для детей по принципу фастфуда: вкладывай меньше, пропускай больше, зарабатывай на всем, о чем мы уже говорили. Ребенок только начинает концентрироваться на рисовании, например, а его уже ведут танцевать или петь, отрабатывая родительские деньги. Созданием развивающей среды и дружественного к ребенку пространства такие заведения не озадачиваются. В результате к 8 годам ребенок уже от всего устал и ничего не хочет. Гораздо важнее, когда ребенок буквально тянет родителей в какое-то направление и увлеченно этим занимается, совершенствуя себя. Для этого в раннем детстве нужно дать человеку возможность плавно влиться в мир, почувствовать и узнать себя: кто я, что, где я во времени и пространстве, окружающий мир, люди, интересы. В каждом возрасте ровно столько, сколько ребенок с готовностью берет и сам формирует свой мир - свое представление. И дальше, как на благодатную почву, ложатся более сложные понятия, знания, навыки и умения, и ребенок все впитывает, усваивает, не сопротивляясь и не теряя интерес. Подарите ребенку возможность почувствовать и осознать себя как личность, научиться любить, мечтать и верить в себя. Еще Альберт Эйнштейн говорил, что воображение важнее чем знание.
В Украине примеров успешных образовательных проектов, построенных на этих принципах, пока не так много, как хотелось бы. Наверное, потому что действовать по шаблону – проще. Тем не менее, опыт осуществленных нами проектов подтверждает, что это реально и более продуктивно, чем “образовательный фастфуд”, поскольку результаты у детей в итоге значительно лучше. А вот родителям, привыкшим к старым методам обучения, необходимо многое разъяснять. В наших проектах родителей “воспитывали” постепенно. Компромисс был в том, что взрослые могли высказывать пожелания по питанию, уходу, бытовым вопросам, но не диктовать, какие занятия должны быть у ребенка. Родителей информировали о стратегии в обучении, результатах, задачах, но шкатулку занятий (чему, когда и как обучается ребенок) не продавали никогда, даже при том, что это было более выгодно финансово. Таким образом мы совмещали желания родителей и отстаивали потребности детей. Принцип - все на благо и в интересах ребенка – оправдывает себя на 100%.
-Предположим, инвестор принял решение. С какими вопросами и сложностями он столкнется?
-Главная сложность в том, что готовых специалистов в Украине нет. Поэтому основная задача - найти соответствующих определенным параметрам, “правильных” людей, которых в дальнейшем можно обучить. Это две категории педагогов.
Во-первых, персонал с опытом в государственных учреждениях. Там не принято было проявлять заботу о детях и родителях, не было понятия клиентоориентированности, там не думали об оптимизации расходов, содержании и прочих финансовых вопросах, и, конечно, не знали о конкуренции. У директоров школ и садиков, педагогов и воспитателей, к сожалению, доминирует еще постсоветский тип мышления: “Есть дети – хорошо. Нет детей – тоже хорошо”. О том, что необходимо совершенствоваться и, главное, постоянно улучшать предоставляемые услуги – речи не шло.
Во-вторых, поиск будущих сотрудников ведется среди выпускников педагогических училищ и институтов. Но выясняется, что и сегодня будущим педагогам не дают понимания того, что все образовательные методики призваны служить интересам ребенка, а не взрослых, поэтому важно быть гибким и учиться чувствовать каждого конкретного малыша. Не учат простым вещам: этическим принципам, взаимоотношениям с родителями учащихся, умению себя позиционировать, да и просто как правильно выглядеть.
Компенсировать это обстоятельство помогает четко выверенная технология и методика, которой обязаны придерживаться сотрудники, и эффективная расстановка кадров. Буквально до деталей прописываются все процедуры работы с детьми, с родителями, с сотрудниками (вплоть до того, когда и как мыть руки, какой температуры суп следует подавать).
Не менее важными, помимо кадрового менеджмента и технологий образовательных процессов, являются грамотно построенные производственные и логистические цепочки, финансовое управление и юридическое обеспечение, учитывающие специфику и обеспечивающие надежную работу успешного образовательного бизнеса.
В своих проектах мы используем собственную систему и технологии, разработанные мною и коллегами. Схемы выстроены таким образом, что их можно воспроизвести, реализовать с обученной командой, которая дальше будет развивать бизнес уже вполне самостоятельно, чтобы инвестор в ближайшие сроки получил результат и чувствовал гордость и удовлетворение от того, что вложения были сделаны именно в эту интересную, увлекательную и благородную деятельность.
Справка
Являясь востребованным консультантом в сфере образовательного бизнеса, современных методик рождения и воспитания детей, Юлия Демиденко счастлива в браке и вместе с мужем воспитывает четверых детей.