Через два дня после Нового года, украинские кинотеатры всколыхнет "неописуемый ужас", убеждают нас промо ролики. А все из-за выхода 2 января готического хоррора "Носферату" от режиссера Роберта Эггерса. Этот фильм является ремейком легендарной картины 1922 года "Носферату. Симфония ужаса", которую снял немецкий кинорежиссер эпохи немого кино Фридрих Вильгельм Мурнау. Новая же лента предлагает свежий взгляд на жуткую историю об одержимости между красивой молодой девушкой и ужасающим вампиром, влюбленным в нее.
Накануне выхода ленты в украинский прокат редакция dengi.ua заинтересовалась, сколько денег зарабатывали самые известные киношные вампиры и как эти образы продолжают приносить прибыль в наши дни. Свое внимание мы сосредоточили на двух самых влиятельных образах кровопийц в истории мирового кинематографа — загадочном Носферату и культовом Дракуле от студии Universal.
Бессмертная симфония ужаса: история Носферату
Немое кино 1922 года "Носферату. Симфония ужаса" от кинокомпании "Prana", несмотря на культовый статус, оказался губительным для своей студии. Издание Vanity Fair пишет, что впервые зрители увидели графа Орлока на экране 4 марта 1922 года в "Мраморном зале" Берлинского зоопарка. А уже 15 марта, по данным Silentology, лента вышла в кинотеатрах Германии, и впоследствии медленно распространялась по другим странам Европы.
Журнал Empire отмечает, что хоть фильм имел хорошие отзывы как от зрителей, так и критиков, настоящее признание к нему пришло только после Второй мировой войны. А вот в 1920-1930 годах, пишет History, "Носферату" получил небольшое количество поклонников, а по данным Sound&Vision, в те годы лента не имела финансового успеха.
Не в последнюю очередь этому поспособствовала вдова писателя Брэма Стокера, которая подала в суд на "Prana" за нелегальную адаптацию романа ее мужа "Дракула". Действительно, "Носферату" базировался на этой книге и повторял большинство сюжетных моментов, поэтому лента считается первой, хоть и не официальной, экранизацией романа. Однако фильм Мурнау имел авторские отличия. Прежде всего во избежание проблем с правами, хотя это и не помогло, были изменены имена персонажей. Также в "Носферату" основные события происходили не в Англии, а Германии, к тому же фильм Мурнау показал смерть вампира от солнечных лучей, чего не было в романе. Поэтому на самом деле лента имела достаточно отличий, чтобы в конце граф Орлок со временем стал отдельным персонажем, а не копией Дракулы.
Однако вдове Стокера все равно удалось выиграть дело, и она приказала ликвидировать все копии фильма. Как следствие, из-за судебных споров и финансового провала "Носферату", "Prana" обанкротилась.
Сама же лента продолжила жить на больших экранах благодаря прокату в США. Впервые увидеть графа Орлока американская публика смогла в 1929 году. Однако, как пишет Vanity Fair, фильм получил не очень положительные отзывы от прессы, а зрители не сильно обращали внимание на картину.
Финансовый провал Носферату прошлого века и кассовые результаты римейков наших дней
Вообще о бюджете первого фильма не известно ничего. Хотя по некоторым упоминаниям мы можем предположить, что он был не большим. Так, по данным журнала Empire, съемочная группа могла позволить себе только одну кинокамеру. Также, отмечает Horrorfilmhistory.com, продюсер Альбин Грау самостоятельно разработал плакаты для фильма, костюмы, декорации и нарисовал раскадровки.
Что касается кассовых сборов, то портал Box Office Mojo говорит о полученных $24 194 в 1929 году.
Поскольку сюжет фильма был захватывающим, фильм не мог остаться без ремейков. Поэтому первым из них стал "Носферату — призрак ночи" 1979 года. Лента одновременно является ремейком фильма 1922 года и свободной адаптацией романа Стокера. В целом на портале рецензий Rotten Tomatoes эта картина имеет 94% свежести от критиков, положительно отзываются о ней и зрители.
По данным TMDB, бюджет "Носферату — призрак ночи" составил $1 400 000. А вот со сборами и успешностью фильма в прокате не все понятно. Moviedatabase пишет, что в Италии лента собрала 53 870 000 итальянских лир, что сегодня примерно $28 960. В то же время IMDBpro дает информацию, что во Франции и Германии фильм посмотрело по миллиону человек, что дало значительные кассовые сборы. Поэтому можно предположить, что ремейк мог отбить затраченные на производство деньги и даже выйти в небольшой плюс, однако финансовым хитом он не стал.
В 1988 году вышел "Носферату в Венеции". Это не был ремейк оригинала или продолжение "Носферату — призрак ночи". Лента 1988 года является самостоятельным взглядом на идею писателя Брэма Стокера. Как сообщает The Digital Bits, фильм не добрался до рынка США, а в Италии был кассовым провалом. IMDBpro пишет, что в Испании "Носферату в Венеции" собрал всего 29 284 евро.
А вот создатели ленты "Тень вампира" в 2000 году пошли нестандартным путем. Они решили сделать свободный пересказ процесса съемок классического фильма. В частности создатели воплотили на экране легенду, по которой актер, игравший роль Орлока в "Носферату. Симфония ужаса", был не человеком, а настоящим вампиром. Этот довольно интересный режиссерский подход, получил хорошие отзывы от зрителей и критиков. Однако касса не совсем удалась. TMDB пишет, что бюджет фильма составил $8 000 000, а Box Office Mojo отчитывается о скромных сборах в $11 155 214.
А вот у "Носферату" 2024 года есть все шансы стать хитом. Фильм уже вышел 25 декабря в США и имеет 86% свежести на Rotten Tomatoes на основе 220 рецензий от критиков. Бюджет ленты составляет $50 млн, а Box Office Mojo сообщает, что "Носферату" уже собрал в Штатах более $40 млн, хотя со старта проката не прошло и недели.
Отметим, что образ Носферату приносил деньги не только киноделам. Как сообщает Collider, в 2019 году официально закончился срок действия авторского права на оригинальный фильм 1922 года. Поэтому с того момента уже успели выйти коллекционные фигурки от компаний NECA, Super7, MEGO. Также существует польский бренд "Nosferatu", который выпускает продукцию для бритья. Также есть виниловые пластинки с саундтреками к фильмам о графе Орлоке и даже комиксы от Millenium Publications. Как видим, даже более чем через 100 лет образ Носферату продолжает зарабатывать деньги.
Все почти, как по маслу: "Дракула" от Universal
В отличие от "Носферату", "Дракула" 1931 года от студии Universal имел все необходимые права для легального существования. Эта лента также является первой звуковой адаптацией романа Брэма Стокера. Фильм, в отличие от устрашающего и таинственного Орлока, демонстрирует нам харизматичного графа Дракулу, чей образ считается лучшей киношной адаптацией персонажа романа. Поэтому финансовый успех был гарантирован. Как сообщает TMDB, фильм собрал потрясающие на то время $700 000. Однако и бюджет его был немаленький — $355 000. Впрочем Universal получила хорошую прибыль и продолжение "Дракулы" были лишь вопросом времени.
Поэтому в 1936 году выходит "Дочь Дракулы". Фильм якобы базировался на рассказе Стокера "Гость Дракулы", однако на самом деле никакого сходства между ними нет. В отличие от первой части, "Дочь Дракулы" получила низкие отзывы. В частности на Rotten Tomatoes, лента имеет 67% свежести от критиков. TMDB пишет о бюджете ленты в $278 380, а вот кассовые сборы остаются неизвестными. Видимо, все настолько было плохо, что студия решила не объявлять цифры.
Так же неизвестны сборы "Сына Дракулы" 1943 года, а TMDB приводит ошеломляющую сумму бюджета в $10 000 000. Вряд ли лента смогла перекрыть хотя бы половину расходов на ее производство, подтверждением чего являются финансовые результаты следующего фильма с участием Дракулы. Ведь через год выходит "Дом Франкенштейна" со сметой всего $354 000. Сама лента, как сообщает National Box Office Digest, собрала от $200 000 до $500 000.
В последующие годы конвейер Universal не останавливался, а потому в 1945 году вышел "Дом Дракулы". Информация о его бюджете отсутствует, а вот National Box Office Digest пишет о сборах от $250 000 до $500 000.
Впоследствии в 1948 году выходит "Эббот и Костелло встречают Франкенштейна". Этот фильм даже входит в список "100 самых смешных фильмов" Американского института кино. Бюджет картины, как сообщает TMDB, составил $800 000, а кассовые сборы — $4 812 444. Так что на этот раз граф Дракула принес Universal действительно солидные доходы.
Несмотря на то, что "Дракула" Брэма Стокера является общественным достоянием, Universal имеет права на образ своего Дракулы образца 1931 года. Поэтому он до сих пор приносит компании деньги. В частности персонаж входит в медиафраншизу "Классических монстров Universal", под брендом которой выпускают всевозможную продукцию — от коллекционных фигурок до игральных карт, кошельков и даже одежды для собак.
Также в 2023 году вышел фильм "Рэнфилд", который сюжетно является продолжением оригинальной ленты 1931 года. Впрочем картина получила довольно низкую оценку от критиков на Rotten Tomatoes — всего 58% свежести. Бюджет "Рэнфилда", по данным TMDB составляет $65 млн, а сборы — печальные $26 874 347.
Как видим, у двух самых известных вампиров кино были как свои взлеты, так и падения. Конечно, история Носферату является более драматичной, а Universal подарила нам канонический кинематографический образ Дракулы. Впрочем, это хороший пример того, как из одной цели экранизировать выдающийся роман образовались такие кардинально разные персонажи, которые не только продолжают приносить доход, но и остаются узнаваемыми и экранизированными даже сегодня.
Андрей Король для dengi.ua