В августе и сентябре прошлого года Украина подписала первые соглашения с государственными предприятиями на выпуск снарядов калибра 155 мм. Однако не все из них были реализованы — одна из производственных линий так и не начала работу до конца года, а на другом заводе только осенью 2024-го отпраздновали изготовление первых 10 тысяч боеприпасов этого типа.
Об этом пишет «Оборонка», передают Dengi.ua.
Отмечается, что в 2023 году Министерству обороны не удалось полностью покрыть потребности Вооружённых сил Украины в снарядах калибра 155 мм. Поставки из США остаются неопределенными, а производственные возможности европейских стран — ограниченными. Поэтому с начала 2024 года Украина все больше рассчитывает на собственное производство боеприпасов.
«У нас сейчас одно производство работает со снарядами собственной разработки. Одно скопировало западный аналог, но производитель увидел это и подарил нам лицензию, чтобы мы не были "пиратами". Производитель из другой страны НАТО тоже очень близок к тому, чтобы продать нам лицензию на наше предприятие, но еще торгуется», - сообщил источник издания из оборонного и военно-политического круга.
Сообщается, что помимо государственных предприятий, контракты на выпуск 155-мм снарядов получили и несколько частных производителей. По словам главы Агентства оборонных закупок (АОЗ) Арсена Жумадилова, с украинскими компаниями уже заключены контракты на поставку сотен тысяч снарядов натовского стандарта. Однако часть снарядов, несмотря на наличие производственных мощностей, остается без контрактов.
Так, компания «Украинская бронетехника» (УБ) начала один из самых масштабных проектов по выпуску боеприпасов, включая три вида 155-мм, 105-мм и танковые 120-мм снаряды. Однако реализовать такой проект в одиночку было бы невозможно — лицензия на один тип боеприпаса может стоить миллионы евро, а организация полного производственного цикла требует значительных вложений и доступа к дефицитным компонентам. В итоге партнером компании стала европейская Czechoslovak Group.
При этом до начала полномасштабной войны УБ и Czechoslovak Group конкурировали: европейская компания предлагала Украине свою САУ Dana, а УБ продвигала еще недоработанную на тот момент САУ «Богдана». После вторжения их отношения стали партнерскими: «Украинская бронетехника» выступает как импортер, а Czechoslovak Group обеспечивает поставки боеприпасов и вооружения.
Отмечается, что Czechoslovak Group (CSG) — крупная группа, объединившая важнейшие оборонные активы Чехии и Словакии, а также владеющая производствами в Греции, Сербии, Испании, Германии и США. Например, шасси для украинских систем «Нептун» и «Богдана» выпускает завод «Татра», принадлежащий CSG.
Для «Украинской бронетехники» участие в таком проекте — шанс войти в круг ведущих игроков оружейного рынка. А для CSG это — стратегический ход. Несмотря на рост спроса в Европе, компании из стран за пределами Западной Европы не всегда уверены в своей конкурентоспособности. Украина же для них — это как актуальный, так и долгосрочный рынок: даже после завершения войны Министерство обороны будет продолжать пополнять резервы еще много лет. Закупки, скорее всего, будут направлены на продукцию местного производства — как более экономичный вариант.
Единственный способ для западных производителей обеспечить себе присутствие на украинском рынке — это частично локализовать производство. Это дает им преимущество в госзакупках как во время войны, так и в послевоенный период.
Так, немецкий концерн Rheinmetall уже объявил о планах строительства в Украине завода боеприпасов совместно с «Укроборонпромом». А CSG пошла другим путем — через сотрудничество с частным бизнесом, в частности с УБ.
Согласно договоренностям, «Украинская бронетехника» получает бесплатный доступ к технической документации на пять видов снарядов — 155-мм M107, L15, ER-BT VMK/MKM, 105-мм M1 и 120-мм танковый. Однако компания не вправе использовать технологии вне проекта, экспортировать продукцию или распространять разработки без согласия партнеров. Цена также будет определяться чешской стороной.
При этом отечественное производство боеприпасов сталкивается с двумя главными вызовами — отсутствием собственного производства пороха и необходимостью начинки снарядов взрывчаткой. Пока что проблему с порохом полностью решают чехи. Что касается взрывчатки — ее наполнение осуществляется на украинских мощностях УБ, которая вложила в закупку необходимого оборудования десятки миллионов евро и более года ожиданий.
Несмотря на присутствие импортных компонентов, по оценкам экспертов, уже в первый год до 55% стоимости каждого снаряда будет оставаться в Украине. После локализации производства взрывателей и капсюлей этот показатель может вырасти до 70%.
В декабре 2024 года военные представители подтвердили техническую готовность к производству. «Украинская бронетехника» заявила о намерении изготовить 100 тысяч снарядов в 2025 году и увеличить объемы до 300 тысяч в 2026-м.
Однако серийное производство так и не стартовало. Государственные закупки охватили только ту часть проекта, которая предусматривает импорт из Чехии — на украинское производство средств выделено не было.
«Украина должна понимать, что это не быстрый рынок. И нельзя сегодня на завтра купить снаряды. Даже если у вас есть деньги», – объясняет изданию один из топ-менеджеров CSG.
Таким образом, проект, который мог бы обеспечить выпуск сотен тысяч снарядов и долгосрочную загрузку украинских предприятий, пока ограничивается лишь десятками тысяч импортных боеприпасов.
"В этом году мы не ожидаем производства украинских боеприпасов по этому проекту", - подчеркнул в комментарии изданию глава АОЗ Арсен Жумадилов.
Напомним, ранее Dengi.ua сообщали о том, что украинский оборонно-промышленный комплекс имеет возможности для производства 10 миллионов дронов в год.
Также, как писали Dengi.ua, украинские системы противовоздушной обороны советского образца проходят модернизацию, а Украина создала собственную баллистическую ракету.