Долговое давление на бизнес в России резко усиливается. Согласно расчётам аналитического центра ЦМАКП, в сентябре компании направляли на выплату кредиторам рекордные 39% своей прибыли до учёта налогов и процентов. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на The Moscow Times.
Отмечается, что за первые девять месяцев этого года эта доля выросла в полтора раза, а по сравнению с показателями двухлетней давности — более чем втрое. Как отмечает центр, «нагрузка со стороны процентных платежей на доходы компаний — на запредельно высоком уровне».
Сообщается, что при этом прибыль бизнеса сокращается: по данным Росстата, за первые восемь месяцев текущего года совокупный финансовый результат российских компаний (прибыль за вычетом убытков у убыточных фирм) оказался на 8,3% ниже, чем за аналогичный период 2024 года. Доля прибыльных компаний снизилась с 72,2% до 70%, их прибыль уменьшилась на 1%, а убытки «отрицательных» фирм выросли на 30,2%.
Кроме того, одновременно увеличиваются долговые обязательства: по данным Центробанка РФ (ЦБ), суммарные требования к бизнесу по банковским кредитам и облигациям за год выросли на 10,4%, достигнув 99,3 трлн рублей (около 1,22 трлн долл. – ред.) на 1 октября 2025 года.
Из-за этого рентабельность в промышленном секторе продолжает падать. По оценкам ЦМАКП, её уровень приблизился к минимальным значениям времён COVID, а разница между уровнем доходности компаний и ставками по кредитам достигла исторического пика. ЦБ констатирует рост доли компаний и ИП с просроченной задолженностью — к началу октября она достигла 24,1%, тогда как 1 января составляла 17,9%.
Центр также подчёркивает, что долговая нагрузка носит структурный характер: в строительстве она находится на очень высоком уровне, а в деревообработке, автомобильной отрасли и секторе коммерческих услуг — на высоком. В этих секторах обязательства превышают EBITDA соответственно в 5,9 раза и в диапазоне 4,1–4,6 раза.
Также отмечается, что ситуацию усугубляет замедление экономики. По данным Росстата, годовой рост ВВП во III квартале снизился до 0,6% (против 1,1%, 1,4% и 4,5% в предыдущих кварталах). ЦМАКП отмечает, что промышленность балансирует между стагнацией и спадом, падает потребительский спрос. Его опережающий индикатор, рассчитанный в июле, превысил критический уровень, что, по мнению аналитиков, свидетельствует о высокой вероятности рецессии в ближайший год; в августе сигнал стал ещё сильнее.
При этом экономисты, включая бывшего заместителя председателя ЦБ Сергея Алексашенко, обращают внимание, что проблема не только в высоких ставках, но и в том, что они сохраняются длительное время. Алексашенко подчёркивает, что сначала компании могли «терпеть», используя накопленные за два года запасы, но теперь последствия «запаса» начинают сказываться — и ЦБ, несмотря на снижение ставки с июня, не облегчает ситуацию.
ЦМАКП сравнивает этот шок длительных высоких ставок с шоками COVID и начала войны: по их оценке, нынешний кризис не менее тяжёл. В 2025 году почти 23,7% выручки компаний приходится на бизнес, который находится в «зоне финансовой уязвимости». А в 2026 году под серьёзным риском утраты устойчивости могут оказаться компании, генерирующие 32,5% выручки. Среди отраслей с наибольшими проблемами — добыча, текстильная промышленность, производство одежды и мебели, машин и оборудования, а также автомобильный транспорт.
Как пишет издание, высокие процентные ставки, по словам профессора Высшей школы экономики и экс-зампреда ЦБ Олега Вьюгина, перераспределяют прибыль в пользу банков, но те, в свою очередь, возвращают её вкладчикам, выплачивая им крупные проценты. ЦБ ожидает, что прибыль банков в этом году составит 3–3,5 трлн рублей (37-43 млрд долл.), что чуть ниже рекордных 3,8 трлн рублей (около 47 млрд долл.), зафиксированных в 2024 году.
Как ранее сообщали Dengi.ua, несмотря на спад торговли между Москвой и Пекином, Россия становится более зависимой от Китая.
Кроме того, как писали Dengi.ua, цены на новые и подержанные легковые автомобили в РФ взлетели до исторического максимума.


