Полярный альянс: Россия и Индия начинают битву за Арктику

По итогам переговоров Моди и Путин подписали новое соглашение в оборонной сфере, которое предоставит индийской стороне доступ к российским военно-морским базам.
Hans-Jurgen Mager / unsplash.com
Hans-Jurgen Mager / unsplash.com

Индия усиливает сотрудничество с Россией в Арктике, где Москва размещает военные силы, в том числе ядерное вооружение и ударные субмарины. По итогам переговоров индийский премьер Нарендра Моди и Владимир Путин подписали новое соглашение в оборонной сфере, которое предоставит индийской стороне доступ к российским военно-морским базам, расположенным вдоль стратегического Арктического коридора, соединяющего Европу с Азией. Об этом сообщают Dengi.ua со ссылкой на публикацию The Telegraph.

Отмечается, что Россия также обязалась организовать подготовку индийских моряков для службы в полярных условиях, что станет частью планов по укреплению влияния Москвы в регионе, рассматриваемом как перспективное направление международного соперничества. Достигнутые договоренности стали итогом двухдневного визита Владимира Путина в Индию, несмотря на призывы США к бойкоту Москвы. Президент РФ сообщил, что между странами формируются новые логистические маршруты в Арктике для усиления партнерства.

Читай также:

Сообщается, что накануне визита Госдума РФ утвердила соглашение «Взаимный обмен материально-технической поддержкой (Relos)», предоставившее Индии право пользоваться российскими морскими портами вдоль Северного морского пути — кратчайшего маршрута между Азией и Европой, пролегающего от Владивостока до Мурманска. Документ также предполагает обмен военными судами, авиацией и другими силами.

Как пишет издание, в ходе встречи Путин, обращаясь к своему «дорогому другу» Моди, подчеркнул, что сотрудничество по Северному морскому пути, транспортному коридору «Север–Юг» и направлению Ченнаи–Владивосток будет ускорено благодаря новому соглашению.

При этом на протяжении последнего десятилетия российские и индийские специалисты разрабатывали основы взаимодействия и совместного освоения арктических маршрутов на фоне стремительного сокращения ледяных покровов.

Эксперты отмечают, что эти шаги усиливают конкуренцию за влияние в полярной зоне. На Кольском полуострове размещены ключевые силы Северного флота РФ, а также часть ядерного арсенала, и Москва стремится усилить контроль над Арктикой, ограничивая доступ Запада к стратегическим морским путям. Для Индии это возможность укрепить оборонное и экономическое сотрудничество, несмотря на давление Вашингтона.

Кроме того, официальные представители подчеркивают, что соглашение Relos создаст новый транспортный маршрут от портового города Ченнаи на юге Индии до арктических границ, что позволит Нью-Дели диверсифицировать поставки и снизить зависимость от традиционных маршрутов, таких как Суэцкий канал. Индийская сторона сообщила, что использование Северного морского пути сокращает расстояние между Северной Европой и Индо-Тихоокеанским регионом на 40%, что особенно важно при нынешней нестабильности в цепочках поставок. При этом объем двусторонней торговли в 2024–2025 годах составил почти 52 млрд фунтов стерлингов, при этом экспорт Индии не превысил 3,7 млрд фунтов.

Также отмечается, что после ухода европейских и американских компаний из-за санкций Москва стремится привлечь азиатских партнеров к освоению Арктики. Китай уже увеличил свое присутствие, и Россия активно призывает Индию занять более заметную позицию. Пока участие Нью-Дели остается ограниченным, однако по мере таяния льдов и удлинения навигационного сезона страна намерена расширять сотрудничество. При этом текущий визит стал первым для Путина после начала войны в Украине и проходит на фоне давления США на Индию с требованием сократить импорт российской нефти.

Кроме того, по данным источников, еще до прибытия российского лидера появились сообщения о том, что Индия подписала контракт на приобретение российских подводных лодок стоимостью 2 млрд долл. (1,5 млрд фунтов стерлингов), поставки которых планируются в течение двух лет.

В то же время, как сообщали Dengi.ua, из-за дефицита импортных деталей в России отказались от строительства новых ледоколов.

Кроме того, как писали Dengi.ua, Китай тестирует новый торговый маршрут в Европу через Арктику.



Следите за нашими новостями и видео
  • YouTube
  • Facebook
  • Telegram
  • Google News

ТОП-Новости