Как государство защитит украинцев от недобросовестных кредиторов

Исследование показало, что украинцы не знают, на каких условиях берут кредиты
Как государство защитит украинцев от недобросовестных кредиторов
depositphotos.com

Большинство банков скрывают реальные условия предоставления кредитов, а заемщики не знают, куда жаловаться. Таковы данные социсследования Агентства СШАпо международному развитию (USAID). В течение июня авторы проекта опросили более тысячи респондентов, нанесли более сотни визитов в роли “тайных покупателей“ в финучреждения Киева, Львова, Одессы, Харькова, Днепра и Запорожья, а также изучили их рекламу и кредитные договора и на этой неделе представили результаты, пишет Сегодня.

Читай также: Как банки игнорируют законы, нарушая права украинских заемщиков

Согласно данным исследования, 73,6% рекламных материалов о займах вообще не содержат информации о стоимости кредита, в остальных же случаях стоимость прописана запутанно. Оставляет желать лучшего и письменная информация об условиях кредита: в 68% случаев “тайному клиенту“ ее вообще не предоставляли, а если и давали, то не в полном объеме. Зато устно банковские клерки отвечали охотно - в 80% случаев консультировали по основным условиям. При этом о праве отказа от договора сообщили лишь в 54% случаев, а о последствиях просрочки платежа - в 35%. Уровнем дохода потенциального заемщика финработники интересовались лишь в 41% случаев. Что касается договоров на потребительские кредиты, то они часто противоречат законодательству. И всего в 15% случаев консультант разрешил “тайному покупателю“ взять домой копию кредитного договора, чтобы спокойно взвесить все за и против и окончательно принять решение  - брать или не брать кредит.

По словам зампредседателя НБУ Екатерины Рожковой, сегодня в Украине отсутствует комплексная защита прав потребителей финуслуг: “Поэтому НБУ уделяет значительное внимание законопроекту по совершенствованию защиты прав потребителей финуслуг, который готовится на повторное второе чтение в ВР. Нужна правовая основа взаимодействия физлиц с банками по европейскому образцу. НБУ получит полномочия определять и контролировать минимальный объем информации, которая должна предоставляться потребителю по каждому виду банковских услуг“.

Проблему решат новый закон и омбудсмен

Читай также: За что государство обязано вернуть украинцам потраченные деньги

Банкиры отмечают, что, несмотря на кризис, в последнее время интерес народа к кредитам вырос в 4-5 раз. При этом люди стали внимательнее и все чаще хотят знать подробную структуру процентных ставок, штрафов, комиссий. Более того - с 20 июня вступил в силу закон “О потребительском кредитовании“: появились паспорт кредита и кредитные посредники, разрешили заключать е-договоры, в рекламе кредита запретили указывать “ставка 0%“ или “беспроцентный“.

Как он работает, покажет вторая волна визитов “тайных клиентов“, запланированная на декабрь этого года. “Первое исследование показало, что украинский потребитель все еще остается уязвимым и незащищенным при получении кредитов. Мы очень надеемся, что ситуация изменится к лучшему“, - говорит замруководителя проекта USAID Юлия Ветка.

Также, по словам банкиров, помочь решить проблему может внедрение в Украине института финансового омбудсмена, который помогал бы банкам и их клиентам объективно разбирать споры в правовом поле, а соответственно - вернул бы доверие клиентов к финсистеме. Но параллельно с этим нужно повышать и финансовую грамотность среди населения - заемщики должны знать, как правильно выбирать банк, и на какие подводные камни обращать внимание при подписании договора, а также каким образом защищать права в случае возникновения форс-мажоров.

Ранее сообщалось о том, каким будет курс до конца года.

Смотри также - Как оформить списание кредита:



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK