У НБУ есть вопросы к Таскомбанку

Нацбанк обвинил в отмывании денег Таскомбанк и его экс-руководство, которое в ответ подало судебные иски к НБУ. Есть ли основания волноваться предпринимателям, если они проводили операции, подобные тем, что стали поводом для скандала?
У НБУ есть вопросы к Таскомбанку
Facebook tascombank

Экс-глава Таскомбанк Екатерина Мелеш обратилась в суд с требованием признать противоправным и отменить решение Национального банка Украины относительно ее несоответствия как руководителя кредитного учреждения требованиям законодательства. Соответствующее исковое заявление она подала в Окружной административный суд Киева 31 августа 2018. А 4 сентября суд постановил открыть административное производство и назначил первое заседание на 22 октября 2018 года. Такое же исковое заявление подала и бывший член правления Таскомбанк, ответственная за финансовый мониторинг, Марина Сокова. А все потому, что в начале марта 2018 НБУ оштрафовал Таскомбанк на 6,08 млн. грн. за нарушение требований финансового мониторинга и отстранил от управления банком председателя правления и члена правления банка, отвечающего за финмониторинг. И что теперь?

 

Скандальные детали

Читай также: В сентябре в Украине выросла учетная ставка НБУ и подорожала ипотека

В ответ на иски бывших руководителей банка НБУ обнародовал детали финансовых операций, которые названы в качестве основания для штрафных санкций к Таскомбанк. А именно речь идет о снятии 23 юридическими лицами - клиентами банка наличных со своих текущих счетов.

Вместе за период с февраля по октябрь 2017 эти клиенты получили наличными около 3,9 млрд. грн. якобы для закупки вторичного сырья. «Это почти 80% всей выданной банком наличности со счетов юрлиц за этот период. В то же время банк установил вышеупомянутым клиентам значительно меньше тарифы на выдачу наличных средств с их текущих счетов, чем предусмотренные соответствующим тарифным пакетом банка. Комиссия - 0,4%, тогда как стандартный тариф от 1% до 1,3%», - сообщают в НБУ.

По данным Нацбанка, большинство наличных средств, которые якобы потом клиенты банка платили контрагентам - физическим лицам по вторсырью (подавляющее большинство которых имеет регистрацию в Крыму, некоторые из них фигурировали в уголовных процессах), получали шестеро физических лиц. И эти шесть человек собрали 612 тыс. тонн вторсырья (на 3,9 млрд. грн.).

 

Последствия будут?

Законодательство обязывает банки осуществлять первичный контроль финансовых операций, осуществляемых клиентами. Банк может потребовать дополнительную информацию о клиенте, его общественных связях и тому подобное. Кроме того, банки должны сообщать Госфинмониторингу о случаях, определенных законом «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Читай также: Рейтинг банков-2018: В тени девальвации и ОВГЗ

В Нацбанке уверены, что Таскомбанк не отказывал клиентам в проведении сомнительных финансовых операций и не проводил целесообразную проверку. Какие последствия подобные обвинения могут иметь для клиентов банка теперь? Юристы уверены, что возможны дополнительные проверки операций других клиентов (которые не принимали участия в скандальных операциях). «Нарушение Таскомбанк требований по осуществлению первичного контроля за финансовыми операциями может привести к дополнительной проверки клиентов - юрлиц банка, должностных лиц и бенефициаров таких юрлиц», - говорит Илья Ткаченко, партнер АО «Кролевецкий и партнеры», руководитель практики уголовного права. Хотя судебных решений, которые устанавливают факт совершения правонарушений клиентами банка при снятии наличных, нет. По крайней мере, пока.

По мнению юриста, во время такой проверки у клиентов банка могут запрашивать информацию, подтверждающую законность операций, личности руководителей. «В случае отсутствия признаков легализации или отмывания денег со стороны таких клиентов банка, к ним не могут применяться какие-либо санкции, поскольку за правильность процедуры финансового контроля отвечает банк».

В зоне риска остаются компании - клиенты банка, операции которых было проведено с нарушениями при осуществлении первичного финансового контроля (со стороны банка). «Если компании уверены в законности своих операций, они не имеют оснований для волнений. В таких ситуациях компаниям нет никакого смысла менять банк, поскольку уже осуществленные операции все равно будут подлежать дополнительной проверке», - отмечает господин Ткаченко. Однако, конечно, это решение - на усмотрение клиента.

Читай также: Кто занял ключевые должности в украинских банках

А как насчет тех компаний - клиентов ТАСкомбанк, которые все-таки нарушили законодательство? Их ждут обыски, аресты счетов и уголовное преследование. Ведь Госфинмониторинг обязан сообщать в правоохранительные органы обо всех случаях отмывания средств. А статья 209 Уголовного кодекса Украины предусматривает наказание за участие в подобных незаконных схемах в виде лишения свободы от 3 до 15 лет с конфискацией имущества.

 

P. S. На момент подписания номера в печать Таскомбанк не ответил на запрос журнала «Гроші» по позиции банка по обвинениям в отмывании денег. Журнал готов предоставить банку возможность прокомментировать указанные события.

Светлана Слесарук

Повністю свіжий номер журналу “Гроші“ можна придбати онлайн тут.

 

 



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK