Журналисты проанализировали 20 соглашений на 4,5 млрд грн по эксплуатационному содержанию дорог, заключенных с начала 2025 года в разных областях Украины. При этом оказалось, что подрядчики устанавливают разные расценки на одинаковые виды работ в зависимости от региона и соответствующей Службы Госвосстановления.
Об этом пишут «Наші гроші».
Отмечается, что, например, Черкасская Служба Госвосстановления (далее Служба) по разным контрактам получила от компании «Автострада» цену разметки дорог маркировочной машиной от 16 775 до 19 347 грн за километр линии. И это самая высокая расценка среди всех проанализированных контрактов служб Госвосстановления. И та самая «Автострада» предложила Черниговской Службе разметку по цене от 10 704 до 11 341 грн/км, что является самым низким прайсом по этому виду работ.
Сообщается и о ценовых качелях в сметах и работах по зимнему содержанию.
«К примеру, разбрасывание соли по дорогам у Черниговской Службы от «Автострады» стоит 100-110 грн за тысячу квадратных метров покрытия, а у Черкасской службы от той же «Автострады» – уже 380 грн. И это при том, что Хмельницкая служба заказала местному облавтодору посыпку всего по 10 гривен! Но в этих же сметах очистка дороги от снега трактором «Хмельницкий облавдотор» заломил местной службе прайс 293 гривны за километр. А «Автострада» и черниговцам, и черкасцам выставила цену вдвое ниже – от 118 грн до 157 грн», - подчеркивают журналисты.
Кроме того похожие аномалии и с расценками на латание ухабов асфальтом. Исходя из опубликованных расценок на отдельные виды работ по всем действующим контрактам Служб по всей Украине, некоторые из них в разы меняли расценки после проведения тендера. И эти изменения потом не отражались в "Прозорро".
«Например, в контракте есть десятки видов латания ухабов. И их могут прописать по разным ценам. А заказать и оплатить впоследствии только тот вид латания, который был по самой высокой цене. Центральный офис Госвосстановления даже не может это проконтролировать из-за определенной независимости его региональных филиалов, которые просто не информируют никого о своих действиях. Это действительно довольно нетривиальная ситуация», - отмечает издание.
Например, этой весной Госвосстановление не могло решить со своей Николаевской Службой вопрос строительства водопровода. В прошлом году местная служба раздала подряды на строительство водопровода из полиэтиленовых труб фирмам «Автострада», «Ростдорстрой» и «Укртрансмост», из которых по меньшей мере одна была наиболее понятна руководству заказчика. Но потом столичный офис Службы, который и искал финансирование на этот проект, решил сменить концепцию и отдать все три подряда одной «Автостраде». И, наконец, смог сделать это просто забрав у Николаевской службы право проводить закупку по водопроводу в Николаев и передав эту функцию Днепропетровской службе, которая все быстро уже подписала.
В то же время отмечается, что существует и определенный риск. Поскольку не всегда строительство в Запорожье такое, как в Карпатах. И довольно сложно вообще унифицировать закупки разноплановых объектов. Это важно в контексте того, что Госвосстановление выходит на рынок гражданского строительства жилых домов.
«Но ремонт дорог и их эксплуатационное содержание – это абсолютно универсальные вещи. Которые даже производят не как закупку работ, а как закупку услуг. И для них централизация данных и правил в одном месте может быть как раз защитой от такой вот ценовой вольницы, в которой удобно выбирать выгодный тебе прайс. Разгул такой независимости может изменить создание при Госвосстановлении собственной Централизованной закупочной организации (ЦЗО). Она по заявкам местных Служб будет проводить закупки из Киева», - резюмируют журналисты.
Ранее мы писали о том, что «Автомагистраль-Юг» и «Ростдорстрой» выиграли тендер Херсонской службы восстановления на строительство домов в прифронтовой Чернобаевке за 1 млрд грн практически без конкуренции.