Несмотря на то, что цены на нефть с начала августа показывают сигналы к снижению, стоимость топлива в Украине не падает. Средняя стоимость литра бензина марки А-95 на 20 августа составляла около 30 грн., бензина А-92 – 29 грн., дизтоплива – 28 грн.
Очередной пересмотр предельных цен на бензин и дизтоливо Министерством экономики особо не повлиял на ценовую ситуацию. МЭРТ 13 августа сообщило, что стоимость бензинов снижена на 19 коп. – до 26,67 грн. за литр, а дизеля – на 60 коп., до 21,64 грн. за литр. С учетом предельной торговой наценки стоимость бензина не должна превышать 31,67 грн. за литр, а солярки – 28,64 грн. за литр.
Прогноз цен на бензин в Украине 2021
Эксперты считают, что если нефть и дальше будет дешеветь, то в начале сентября можно ожидать снижение цен на топливо, в рознице. С 1 по 20 августа стоимость нефти марки Brent упала почти на 9% – до 66,5 долл./барр. Правда, на более глубокое падение цифр на стеллах АЗС уповать вряд ли стоит. По оценкам аналитиков консалтинговой группы «А-95», ценовые колебания могут составлять в пределах 50 коп. на одном литре горючего.
Сдерживающим фактором для ощутимого снижения его стоимости станет приближение нового бизнес-сезона, который сопровождается увеличением потребления горючего. В частности, на дизтопливо формируют спрос аграрии, у которых полным ходом идет уборка урожая, и в полях постоянно работает техника (стр. 8).
Не стоит забывать, что свой вклад в стоимость топлива внесет и валютный курс, там есть жесткая привязка к ценам импорта. Соответственно, если гривна слабеет – цены растут, если укрепляется – немножко падают. Но национальная валюта стабильна (стр. 24), поэтому практически сейчас не влияет на стоимость топлива. Но впереди осень и неизбежная в сезоне девальвация.
Ценовая ситуация зависит и от того, что будет с поставками из Беларуси, которая обеспечивает украинский рынок бензином почти на 50% и дизтопливом – на 30%. Александр Лукашенко на пресс-конференции 9 августа пригрозил, что может в любой момент поставить Украину «на колени» – имея в виду снабжение соседей горючим. Тем не менее, это вряд ли случится, ведь европейские страны с помощью санкций, по сути, заблокировали импорт белорусского топлива. А значит, у нашего соседа остается только два основных рынка сбыта – страны СНГ и Украина. И вряд ли Лукашенко станет жечь все мосты – останавливать Мозырский НПЗ.
Если нефть на мировом рынке продолжит дешеветь, и не будет перебоев с поставками топлив, то в начале сентября можно ожидать снижения цен на них на 50 коп./литр
В то же время, Украине не помешало бы создавать топливный запас. Так как в случае эксцессов дефицит горючего и отсутствие альтернативных поставщиков может серьезно взвинтить цены. Как это случилось с автогазом, цена на него в течение августа взлетела на 10–15%.
Причина в том, что произошел сбой поставок сжиженного газа из России, которая дает Украине примерно половину топлива. Вдобавок к этому почти на треть снизила экспорт автогаза Беларусь и на 9% – Казахстан. А поскольку почти все операторы не имеют запасов и покупают газ с «сегодня на завтра», то любые перебои сказываются на ценах.
Впрочем, в первой половине августа поставки сжиженного газа практически выровнялись, поэтому к сентябрю цены на него должны пойти вниз.
- Полностью журнал “Деньги“ № 8 от 26 августа 2021 года можно приобрести онлайн.
- Оформить подписку через наш интернет-магазин.