Вопрос-ответ: Зачем банкам нужна повторная идентификация клиентов

Идентификация клиента – это международная практика, которая на уровне законодательства внедрена и в Украине, так что банки действуют в рамках закона
Вопрос-ответ: Зачем банкам нужна повторная идентификация клиентов
depositphotos.com

Я частный предприниматель, давно работаю с одним и тем же банком. Недавно получил приглашение от банка приехать с документами (в том числе, из налоговой) для прохождения идентификации клиента. Что это такое, какими нормативными актами регулируется и какова законная процедура такой идентификации?

Алексей, Киев

Читай также: В 2018 году Нацбанк утилизировал около 663 миллиона банкнот

Идентификация клиента – это международная практика, которая на уровне законодательства внедрена и в Украине, так что банки действуют в рамках закона. Поскольку она регулируется законодательством о противодействии легализации средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то банки ревностно следуют требованиям. Выход один – выполнить требования банка. Если они выходят за рамки разумного и требования предъявляют чаще, чем раз в 1-2 года, то стоит поменять такой банк на более вменяемый. Есть смысл совместить очередной отчет налоговой с очередной идентификацией, возможно – самому инициировать поход в банк, не дожидаясь приглашения из него.

Действительно, периодически все банковские клиенты получают настойчивое приглашение заглянуть в ближайшее отделение банка и пройти повторную идентификацию. Эта просьба банкиров – вполне законна и регулируется законом “О банках и банковской деятельности” и Постановлением НБУ от 26.06.2015 р. №417. “Повторная идентификация обычно осуществляется в случае изменений в идентификационных документах, а также регулярно, раз в 2-3 года, согласно законодательству, чтобы обновить информацию о клиенте”, – объясняет Ирина Мохамед, руководитель проектов Evolute by OTП Банка.

Читай также: Маркарова: Украинская экономика вернулась к стабильному росту

Еще осенью 2014 года был принят закон “О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем”, который также требует от банков регулярной идентификации клиентов. Нормы закона соответствуют рекомендациям FATF и являются одинаковыми практически для всех стран мира. В международной практике принято, что банки время от времени обновляют информацию о своих клиентах. Это позволяет государствам эффективнее бороться со схемными операциями, финансированием терроризма и отмыванием средств.

Частота таких проверок зависит от группы риска, к которой отнесен клиент в соответствии с родом его деятельности.Согласно требованиям п. 62 раздела V Положения об осуществлении банками финансового мониторинга №417, банк обязан уточнять информацию о клиенте: 1) не реже одного раза в год, если риск проведения клиентом операций по легализации криминальных доходов / финансирования терроризма оценивается как высокий; 2) не реже одного раза в два года, для клиентов, которые отнесены к средней группе риска; 3) не реже одного раза в три года для всех остальных клиентов.

“На практике процедура идентификации для ФЛП выглядит довольно просто. Предпринимателю необходимо предоставить паспорт или ID-карту, идентификационный код и заполнить анкету финансового мониторинга, ответив на все пункты, предусмотренные законодательством”, – рассказывает Ирина Мохамед.

Читай также: НБУ: За 2018 год портфель вкладов в национальной валюте вырос на 10%

Присутствовать в отделении банка клиент должен лично, он не может доверить прохождение процедуры идентификации третьему лицу. Клиенты иногда возмущены тем, что им придется потратить свое время на процедуру, которая, по их мнению, абсолютно бесполезна. Но, если проигнорировать требование банка, то он на легальном основании может разорвать договор о расчетно-кассовом обслуживании, закрыть счета, заблокировать операции. И это, увы, будет совершенно законно. Более того – банк обязан это сделать под угрозой огромных штрафов, которые налагаются за подобные нарушения и на само финансовое учреждение, и на его руководителей.

Однако нужно понимать, что клиентоориентированный банк может проконсультировать клиента по поводу более тщательного соблюдения им норм “антиотмывочного” законодательства. И тогда рискованность клиента может быть снижена, а значит, периодичность идентификации может быть удлинена. Кроме того, клиентоориентированный банк непременно проводит образовательно-просветительскую деятельность, чтобы помочь своим законопослушным клиентам более точно

Читай также: Банк J.P. Morgan анонсировал цифровую валюту JPM Coin

соблюдать нормы “антиотмывочного” законодательства. Так что после идентификации есть смысл задавать банковским операционистам и руководителям отделений простые вопросы: “Почему так часто меня дергают на идентификацию?” “Можно ли делать это заблаговременно и после очередной сдачи налоговой отчетности?” “Что мне стоит изменить в своих операциях, чтобы они были более понятны банку и, как следствие, у него не возникало необходимости увеличивать уровень рискованности меня как клиента?”, “Если я должен воспользоваться какой-то новой для себя операцией, что я должен сделать, чтобы банку были понятны мои мотивы и он не считал ее рискованной - например, какие консультации и у кого перед такой операцией я могу получить?”.

Полностью журнал “Гроші“ № 4 от 21 февраля можно приобрести онлайн.

Новости от Деньги.uа в Telegram.

Подписывайтесь на наш канал https://t.me/dengiua.



ТОП-Новости

x
Для удобства пользования сайтом используются Cookies. Подробнее...
This website uses Cookies to ensure you get the best experience on our website. Learn more... Ознакомлен(а) / OK