Выбирают шины по трем главным критериям: сезон, размер и рисунок протектора. На самой шине есть обозначение сезонности. Снежинкой на ее боковине или буквами М+S (M&S -- mud and snow, грязь и снег) обозначают шины с зимним рисунком протектора, а надписью "all season" маркируют всесезонную резину. Размер шины, который подходит автомобилю, можно узнать из его сервисной книжки или прочитав информацию на двери или лючке бензобака автомобиля.
А вот с рисунками протектора сложнее -- их большое разнообразие. Каждый производитель выпускает зимние шины с разными рисунками, но их можно разделить на несколько основных групп, которые хороши для езды в определенных погодных условиях. Для езды по рыхлому снегу шина должна "вгрызаться" в снег, не допуская пробуксовок и обеспечивать эффективное торможение. Поэтому протектор шины должен быть блочным и не плотным с большими и глубокими поперечными канавками.
"Для езды по льду и плотно укатанному снегу протектор шины должен быть более мягким, но плотным по рисунку, а блоки протектора должны быть обильно изрезаны ламелями -- это позволяет шине цепляться за скользкое дорожное покрытие", -- рассказывает эксперт Интернет-проекта Rezina.ua Егор Ткаченко. Для езды по мокрому асфальту протектор шины должен быть дождевым и иметь широкие и глубокие продольные канавки. А для езды по сухому холодному асфальту для максимального сцепления протектор должен быть плотным.
Всесезонная шина -- это компромисс между летней и зимней. Но она имеет усреднённые характеристики и не блещет своими показателями ни летом, ни зимой. "Не отдавайте предпочтение всесезонной шине или шине для суровых зимних условий "Арктика". На первой вы не сможете ехать в снег и гололед, а вторая просто быстро износится на сухом асфальте", -- советует начальник отдела легковых шин компании "АТЛ" Алексей Немножко.
Зимой и летом -- разным цветом
Езда на шинах, не соответствующих сезону, недопустима. Это очень опасно! На летних шинах зимой -- огромный тормозной путь, отсутствие динамики разгона и торможения, а также абсолютно неуправляемый автомобиль. А все потому, что зимние и летние шины отличаются как составом своей резины, так и рисунком протектора: зимняя -- "зацепляется" за дорожное покрытие, летняя -- работает за счет трения с асфальтом. "Состав протектора зимней шины более сложный, чем у летней. Он остается эластичным даже при очень низких температурах, позволяя шине эффективно выполнять свои функции в мороз. Протектор летней шины при температурах ниже, чем ПЛЮС ПЯТЬ, становится очень жестким и теряет свои свойства", -- отмечает Егор Ткаченко.
Иногда водители стараются сэкономить и "переобувают" на зиму только колеса ведущей оси автомобиля. Если это сделать, то решается только проблема проходимости и старта с места. Но при этом на скользкой дороге не избежать проблем с управляемостью, торможением и курсовой устойчивостью. Производители шин рекомендуют всегда ставить лучшую пару шин на ЗАДНЮЮ ось автомобиля, вне зависимости от типа привода. Хотя лучше, конечно, в конце осени переобуться в четыре одинаково новые покрышки.
Выбор марок шин в магазинах огромен. Хорошо себя зарекомендовали шины таких производителей, как Michelin, Continental, Nokian, Pirelli, Bridgestone, Yokohama и Dunlop. На шинах отечественного производства можно аккуратно и неагрессивно отъездить пару сезонов. Импортная "обувка", хоть и стоит дороже, вполне может прослужить в два раза дольше. А главное -- обеспечит автомобилю управляемость и безопасность на более высоком уровне.
Их срок жизни
Определить, нужно ли менять свои старые шины на новые, можно "на глаз". Главный критерий -- глубина рисунка протектора. На летних он должен быть не менее 1,6 мм, а на зимних -- не менее 4 мм. Обычно в условиях неплохих дорог и на исправном легковом автомобиле шина среднего класса до максимального износа рисунка протектора проезжает 40--60 тысяч километров. Неумелое или агрессивное вождение моментально скажется на износе шин и сроке их службы. Прохождение поворотов на высоких скоростях, резкие ускорения или торможения укорачивают им "жизнь" иногда в 10 раз. Попадание колеса в глубокие ямы может образовать грыжу на боковине протектора, как и скоростной проезд через железнодорожный или трамвайный переезд. Езда по глубокому снегу может грозить проколом или порезом шины. Преждевременный износ шины вызывают неисправности подвески и рулевого механизма.
Конечно, большинство "болезней" шины можно "пролечить", однако не все. "Не должно быть боковых ремонтов, это очень опасная зона. Так как при наезде на препятствие -- неровность дороги или выбоина, вся нагрузка приходится на плечевую зону и может произойти разрыв шины на скорости", -- говорит Алексей Немножко. Проколы протекторной части колеса особо ни на что не влияют. Их можно и нужно "заклеивать". Главное -- чтобы ремонт был проведен на качественном оборудовании, а поставленная латка -- надежной. Стоимость ремонта шины невелика. Например, в Киеве цена услуг на частных шиномонтажах -- в пределах 45--75 грн. за латку на местах проколов и порезов, и 150--250 грн. -- за вулканизацию разрывов и "грыж" на шинах. На фирменных СТО этот же ремонт обойдется в два-три раза дороже.
Срок "жизни" шин продлит правильное хранение в период "пересменки". Их нужно хранить в сухом прохладном и темном помещении. Лучше всего -- в накаченном состоянии с дисками! Если шины не смонтированы на диск, их нужно разместить вертикально, а не складывать в стопки одна на другую -- чтобы они не сплющивались. Перед хранением обязательно нужно очистить их от мусора, который застрял в рисунке протектора. И хотя бы раз на тысячу километров надо проверять балансировку шин и давление в них.
По материалам dengi.ua