Один из западных банков ссудил корпорации «Кернел» 100 миллионов долларов – верят европейские банкиры в украинское подсолнечное масло.
Система (финансовая) построена таким образом, что пока все вокруг благополучно и о кризисе не слыхать, топ-менеджеры и крупные инвесторы отчаянно рискуют в борьбе за денежные знаки для акционеров и бонусы для себя лично. Когда же после полосы отчаянно рискованных действий наступает закономерная расплата по имени «кризис», они взывают к обществу с просьбой спасать финансовую систему в целом. Обществу ничего иного не остается делать, как спасать, потому что финансовой системой пользуются не только спекулянты, но и каждый из нас.
Спасение, естественно, обходится в некие суммы – это и есть плата общества за то, что в благоприятные времена топ-менеджеры и крупные инвесторы называли позитивными результатами своей деятельности.
Яркий пример такой национализации кризиса после приватизации прибылей явила миру Украина в 2008–2009 годах. Сперва собственники банков вели агрессивную кредитную политику, надували активы, готовясь втридорога впарить свои финучреждения иностранным акционерам. Кто-то успел. А кто-то – нет. Из тех, кто не успел, некоторые упали. Некоторые – нет. Но Нацбанк образца 2008 года сполна профинансировал спасение и тех, и других. По странному стечению обстоятельств львиная доля выданной в виде рефинансовых кредитов гривни оказалась на валютном рынке. И то, что сейчас за доллар мы даем 8 с лишним гривен, а не меньше 6 – прямое следствие тех событий трехлетней давности.
Сейчас много говорят о готовности украинских властей к борьбе против «второй волны» кризиса. Ссылаются на валютные резервы и много чего еще. Но как по мне, не столько в резервах дело, сколько в том, насколько готова власть равномерно распределить возможный кризисный шок между крупным бизнесом, мелкими предпринимателями и обычными гражданами.
И дело тут отнюдь не в справедливости или несправедливости такого распределения. Просто-напросто во время финансового шока рвется сперва самое слабое или самое перегруженное звено. После чего уже не имеет особенного значения, с чего все началось – абсолютно для всех. Хотя кто-то наверняка успеет купить на спасенные деньги тридцатилетние облигации правительства США и попытается отсидеться в тихой американской гавани.
Искренне Ваш, Александр Крамаренко, главред «Денег»