И сразу станет понятно, что рецепты решения неразрешимых проблем остаются неизменным уже две с половиной тысячи лет.
Александр Павлов
Когда на дворе неурядицы, текучка заедает, вверх некогда глянуть – это самое лучшее время для того, чтобы сесть на пару дней с книжкой в тысячу страниц и привести мозги в порядок.
Борьба с симптомами – это любимое занятие менеджеров. Причем увлекаются им не только менеджеры среднего звена, но и вполне зрелые Топы. Ну, как же: тут операционная прибыль упала ниже плинтуса, конкуренты заедают, клиенты оплату задерживают...
Самое время вспомнить притчу: «Однажды шел мудрец по лесу, встретил лесоруба, который в поте лица своего пытался срубить дерево. Но ничего у yнего не получалось – топор был туп до неприличия. Мудрец возьми и посоветуй – дескать, наточи топор сперва. А лесоруб ему – некогда точить, работать надо». Мораль басни проста – не надо большого ума, чтобы просто пытаться что-то делать. Значительно полезнее не пытаться побороть симптомы, а смотреть в корень, выявлять причины и идти к правильно выверенной цели.
Собственно, этому посвящено двенадцатое по счету издание книги Томпсона и Стрикленда, уже давно ставшей классическим учебником по стратегическому менеджменту.
По нынешним временам требовать от читателя внимательного прочтения девятисот страниц – изрядное нахальство. Как ни крути, а это примерно три-четыре полноценных рабочих дня. Но оно стоит того. Вовсе не факт, что непременно подряд нужно изучать все бизнес-кейсы, на которые приходится около двух третей книги. Но рецензента изрядно впечатлил, к примеру, кейс с автодилерами – история вполне переносимая на украинские просторы. Даром что материал для кейсов, за редким исключением, американский.
Конечно, и рецензенту тоже свойственен определенный скептицизм – а ну, попробуй управлять стратегически, если никто не знает, в какую форму очередной кризис облечет свою атаку на конкретно Ваш бизнес.
Вот только книга Томпсона и Стрикленда переиздается с 1978 года в среднем раз в 2–3 года. За это время ее читатели успели побороться как минимум с четырьмя неслабыми глобальными экономическими кризисами. И, судя по тому, что «Стратегический менеджмент...» по-прежнему востребован, им удавалось воспользоваться извлеченными из книги знаниями вполне результативно.
Несмотря на свою основательность, книга Томпсона и Стрикленда – отнюдь не святое писание для топ– и просто менеджеров. Более того, начинать стратегическое самообразование, возможно, стоит с более компактных и менее академичных книг. Ну, например, с «Мышления стратега» японца Кеничи Омае, много лет проработавшего консультантом в легендарной консалтинговой компании McKinsey. «Мышление...» регулярно переиздается с середины 70-х, так что те, кто оттачивал свои мозги на ней, тоже не один кризис успели преодолеть.
К слову сказать, книга Омае подкупает нестандартными подходами к стратегическому мышлению. Одна только идея о трех стилях мышления – механическом, интуитивном и стратегическом – дорогого стоит. Да и сам автор – личность незаурядная. Он в 32 года написал «Мышление стратега», что само по себе является изрядным вызовом. Ну а уж чтобы японец в этом «младенческом» для управленца-японца возрасте попытался мир чему-то учить? На это требовалась просто феноменальная уверенность в себе лично и в своей правоте. Согласитесь, качества для кризис-менеджмента остро необходимые.
Ну а «Искусство войны» тут к чему? Да для того, чтобы сделать картину мира действительно полной – ей уже 2500 лет, а это уже достаточный срок, чтобы проверить любые идеи.
Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е издание
Артур А. Томпсон-мл., А. Дж. Стрикленд ІІІ – М.: «Издательский дом “Вильямс”», 2011. – 928 с.
Купить удалось за 194 грн.
Что еще почитать
Искусство войны
Сунь-Цзы. – М.: АСТ, 2011. – 192 с.
Купить удалось за 119 грн.
Мышление стратега
Кеничи Омае. – М.: «Альпина». 2008. – 215 с.
Купить удалось за 169 грн.
По материалам Денег